Ал-Газа̄́лӣ
Ал-Газа̄́лӣ (أَبُو حَامِدٍ مُحَمَّدٌ إِبْنُ مُحَمَّدٍ الغَزاليُّ), Абӯ́ Х̣а̄́мид Мух̣а́ммад ибн Мух̣а́ммад ал-Газа̄́лӣ (1058-1111) — мусульманский теолог, представитель ашаритского калама, правовед шафиитского ма́зхаба, суфий. Ал-Г. родился в Тусе (Хорасан), был учеником ал-Джува́йнӣ. В 1091 г. вези́рь династии Сельджукидов Низ̣а̄м ал-Мулк пригласил его в открытое им в Багдаде медресе ал-Низ̣а̄ми́йа. Четыре года ал-Г. преподавал в медресе, писал книги и приобрел славу выдающегося ученого. После убийства Низ̣а̄м ал-Мулка исмаили́тами-низари́тами ал-Г. оставил преподавание, покинул Багдад под предлогом совершения хаджа и странствовал в течение одиннадцати лет. В эти годы ал-Г. встал на путь суфизма. После завершения странствий в 1106 г. он вернулся к преподаванию в медресе Низ̣амиййа, но уже в Нишапуре. Незадолго до своей смерти вернулся в Тус, где обучал основам суфизма.
Не будучи философом, ал-Г. серьезно изучал философию с целью продемонстрировать ее несоответствие суннитскому исламу. Сначала он написал книгу «Цели философов» (Ма̄к̣а̄́с̣ид ал-фала̄́сифа), в которой дал описание взглядов представителей школы фа́лсафа. Позднее он опроверг взгляды фала̄́сифа, в особенности ал-Фа̄ра̄́бӣ и Ибн Сӣ́ны, в книге «Непоследовательность философов» (Таха̄фу́т ал-фала̄́сифа), на которую Ибн Рушд написал опровержение. Несмотря на высказанную критику в адрес философов, ал-Г. уважал аристотелевскую логику и признавал необходимость ее применения и в праве, и в теологии. Кроме того, некоторые его работы свидетельствуют о близости его взглядов учениям фала̄́сифа.
Одной из главных работ мыслителя стало его сочинение «Воскрешение наук о вере» (Ихйа̄' ‘улӯм ад-дин), в которой нашло свое выражение отношение ал-Г. к суфизму как альтернативе рациональной философии. Мыслитель выстраивал целостную религиозно-правовую концепцию и особые формы религиозной практики, которые, с одной стороны были приспособлены к нуждам простых верующих, стремящихся к непосредственному общению с Богом, а с другой – к общепринятым нормам мусульманской этики и морали. Безусловная заслуга мыслителя состоит в том, что он сумел примирить суфизм с исламом суннитов-традиционалистов, говоря о нем как о лекарстве, способном дать религии новый импульс.
См. также: ашари́ты, кала́м, фа́лсафа, шафии́ты, фикх, ма́зхаб, ма́драса, ал-Джува́йнӣ, ал-А́ш‘арӣ, хадж, суфи́зм, ан-Низ̣а̄мӣ́йа, Ибн Сӣ́на̄, Ибн Ру́шд.