Ибн Сӣ́на̄

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск

Ибн Сӣ́на̄ (أَبُو عَلِيٍّ حُسَيْنٌ بِنْ عَبْدِ الله إبْنُ سِينَا), Абӯ́ ‘Алӣ́ Х̣уса́йн ибн ‘Абдалла̄́х Ибн Сӣ́на̄ (980-1035) — видный мусульманский мыслитель, представитель школы фа́лсафа, известный на Западе под именем «Авиценна». И.С. родился в Авшане неподалеку от Бухары. Его отец занимал административную должность при дворе династии Саманидов. И.C. получил хорошее образование и уже в детстве отличался высоким интеллектом и превосходной памятью. К 14 годам он превзошел своих учителей и стал учиться самостоятельно, а в 16 прославился как врач, вылечив эмира Бухары. Всю свою жизнь И.C. сочетал научную деятельность с участием в политических и государственных делах. Он занимал должности вези́ря, советника и врача при разных правителях. Порой был вынужден скрываться от преследования некоторых из них, что привело к утрате ряда его сочинений еще при жизни. Мыслитель скончался от тяжелой желудочной болезни во время одного из военных походов, в котором он сопровождал правителя Исфахана. Популярность И.С. в средневековой Европе связана прежде всего с медицинским трактатом «Канон врачебной науки» (ал-К̣а̄нӯ́н фӣ-т̣-т̣ибб), в которой были собраны достижения как предшественников, в частности, Гиппократа, Диоскорида, Галена, так и современников, например, Абӯ Бакра Мухаммада ибн Закарийа̄’ ар-Ра̄зӣ, а также придворных врачей династии Аббасидов. Самым известным философским трудом мыслителя является «Книга исцеления» ([Кита̄́б] аш-шифа̄́’). Это сочинение отразило специфику развития наук во времена И.C. и продемонстрировало особенности философии мусульманских мыслителей, стремившихся совместить умозрительное знание и практику. Наряду с философией и медициной, И.C. внес существенный вклад в развитие физики, химии, астрономии, математики, музыки, этики и политики. «Канон врачебной науки» И.С. использовался в качестве учебного пособия на медицинских факультетах европейских университетов вплоть до XVIII в. Его вклад в развитие европейской философии на Западе является объектом научных споров. Достоверно известно, что Фома Аквинский (1225–1274) использовал некоторые из его доказательств в своих теологических трудах. Различие между сущностью и существованием, о котором рассуждал И.С., легло в основу томизма – направления в схоластической философии и теологии католицизма, восходящего к Фоме Аквинскому. В мусульманском мире труды И.С. повлияли на взгляды таких мыслителей, как Ибн Т̣уфайл, Ибн Рушд, ас-Сухравардӣ, Мӣр Да̄ма̄д и Мулла̄ С̣адра̄.

См. также: фа́лсафа, ал-Фа̄ра̄́бӣ, Ибн Т̣уфа́йл, Ибн Ру́шд.