Кала́м
Кала́м (كَلَامٌ) — речь или рассуждение. Термин мусульманского богословия, обозначающий всякое рассуждение на религиозно-философскую тему. В более узком смысле К. — богословский дискурс, ставящий целью дать рациональное или логическое обоснование догматам ислáма. Некоторые исследователи считают, что К. возник в связи с необходимостью защиты исла́ма от критики представителей других религий, особенно христиан. Рациональный подход и склонность к логическому рассуждению объединял представителей К., мутака́ллимов, с мусульманскими приверженцами греческой философской мысли (фа́лсафа). Однако если первые широко использовали диалектический (полемический) метод в своих рассуждениях, вторые предпочитали основываться на неопровержимых фактах и аксиомах (аподиктический метод). В целом же последователи К. всегда ставили откровение выше умозрения. Предметом К. являются такие вопросы, как соотношение свободы человеческой воли и божественного предопределения и, как следствие, степень ответственности человека за свои поступки; статус мусульманина, совершившего тяжелый грех; единство Бога и отношение божественной сущности к ее атрибутам; сотворенность и несотворенность Корана; характер и функция пророчества; качества и обязанности руководителя мусульман (хали́фа, има́ма). В К. существует несколько школ, в частности мутазили́ты, ашари́ты и матуриди́ты. Рационалистам-мутазили́там противостояли сторонники пророческого предания (Су́нна), отрицавшие рациональное и аллегорическое толкование откровения. В несколько измененном виде мутазили́зм нашел сторонников среди шии́тов, особенно зайди́тов, в то время как ашари́зм распространился главным образом среди шафии́тов, а матуриди́зм — среди ханафи́тов. С XIII в. К. стал сближаться с фа́лсафой, а в Новейшее время обрел новую жизнь благодаря усилиям мусульманских реформаторов, которые ставили доводы разума выше традиции.
См. также: з̱а̄т, Су́нна, ашари́ты, зайди́ты, матуриди́ты, мутазили́ты, фа́лсафа, шафии́ты, ханафи́ты, хали́ф, има́м, речь (лингвистический термин).