Фа́лсафа
Фа́лсафа (فَلْسَفَةٌ) — от греч. philosophia (любомудрие). Продолжение античной греческой (аристотелизма и платонизма) и эллинистической мысли (неоплатонизма) на мусульманской почве. Приверженцы Ф. среди мусульман Средневековья получили название фала̄́сифа. Их интересовали прежде всего вопросы происхождения и природы мироздания, а также законы его функционирования. Хотя некоторые последователи Ф., например Ибн Сӣ́на̄ (ум. 1037) и Ибн Рушд (ум. 1198), пытались примирить философское мировоззрение с картиной мира, изображенной в мусульманском откровении (Кора́не), их выводы и приверженность рационалистической и логической системе аргументации оказались неприемлемыми для большинства богословов и правоведов (‘улама̄́’). Знаменитый сунни́тский богослов и правовед ал-Газа̄́лӣ (ум. 1111) подверг сокрушительной критике принципы Ф., показав, что они несовместимы с Кора́ном и Су́нной. Тем не менее после XIII в. элементы Ф. (в частности онтология и гносеология Ибн Сӣ́ны) стали неотъемлемой частью мировоззрения образованных мусульман. Богословские дебаты по поводу места Ф. в мусульманской культуре продолжаются и по сей день.
См. также: кала́м, мутака́ллим, ‘улама̄́’.