Ал-Х̣и́ллӣ: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''ал-Х̣и́ллӣ''' (الحِلّي) — имамитский теолог, ученик Насир ад-Дина ат-Туси, обосновал применение принципа независимого суждения (иджтихад) в шиитской правовой практике.
+
'''Ал-Х̣и́ллӣ''' (الحِلِّيُّ) (1250-1324) – имами́тский теолог, ученик Нас̣ӣ́р ад-Дина ат-Тӯ́сӣ. Х̣. родился в Хилле (Ирак) в семье шии́тских правоведов, изучал теологию и право под руководством отца и дяди. Наряду с традиционными дисциплинами интересовался математикой и астрономией, а также философией: был хорошо знаком с идеями мутазили́тов, сочинениями Фах̮р ад-Дӣна ар-Ра̄́зӣ,  работами Ибн Сӣ́ны, ас-Сухрава́рдӣ, учением Ибн [ал-]‘А́рабӣ. Х̣. получил известность при дворе Ильхани́дов. Под влиянием его идей монгольский правитель Олджейту (годы правления: 1304-1316) из сунни́зма перешел в шии́зм двунадесятников. Х̣. получил почетное прозвание ‘алла̄́ма ал-х̣и́ллӣ  («выдающийся ученый из Хиллы»), поскольку написал большое число сочинений по теологии и праву шии́тов-имами́тов. Следуя традициям багдадской школы имами́тов-рационалистов и считая разум (‘ак̣л) главным доводом в отстаивании религиозных истин, Х̣. обосновал применение принципа независимого суждения (иджтиха́д) в шии́тской правовой практике. Утверждение этого принципа означало расширение полномочий знатоков в области теологии и права в условиях сокрытия има́ма. Одним из наиболее известных богословских сочинений Х̣. считается трактат «Одиннадцатая глава» (ал-ба̄́б ал-х̣а̄́дӣ ‘ашар), содержащий основы вероучения шии́тов-имами́тов.
  
См. также: [[иджтиха́д]].
+
 
 +
См. также: [[кала́м]], [[иджтиха́д]], [[шии́ты]], [[имами́ты]], [[Ибн Сӣ́на̄]], [[Фах̮р ад-Дӣн ар-Ра̄́зӣ]], [[ильхани́ды]], , иджтиха́д.
 
[[Категория:Исламоведение]]
 
[[Категория:Исламоведение]]

Версия 12:50, 16 декабря 2021

Ал-Х̣и́ллӣ (الحِلِّيُّ) (1250-1324) – имами́тский теолог, ученик Нас̣ӣ́р ад-Дина ат-Тӯ́сӣ. Х̣. родился в Хилле (Ирак) в семье шии́тских правоведов, изучал теологию и право под руководством отца и дяди. Наряду с традиционными дисциплинами интересовался математикой и астрономией, а также философией: был хорошо знаком с идеями мутазили́тов, сочинениями Фах̮р ад-Дӣна ар-Ра̄́зӣ,  работами Ибн Сӣ́ны, ас-Сухрава́рдӣ, учением Ибн [ал-]‘А́рабӣ. Х̣. получил известность при дворе Ильхани́дов. Под влиянием его идей монгольский правитель Олджейту (годы правления: 1304-1316) из сунни́зма перешел в шии́зм двунадесятников. Х̣. получил почетное прозвание ‘алла̄́ма ал-х̣и́ллӣ  («выдающийся ученый из Хиллы»), поскольку написал большое число сочинений по теологии и праву шии́тов-имами́тов. Следуя традициям багдадской школы имами́тов-рационалистов и считая разум (‘ак̣л) главным доводом в отстаивании религиозных истин, Х̣. обосновал применение принципа независимого суждения (иджтиха́д) в шии́тской правовой практике. Утверждение этого принципа означало расширение полномочий знатоков в области теологии и права в условиях сокрытия има́ма. Одним из наиболее известных богословских сочинений Х̣. считается трактат «Одиннадцатая глава» (ал-ба̄́б ал-х̣а̄́дӣ ‘ашар), содержащий основы вероучения шии́тов-имами́тов.


См. также: кала́м, иджтиха́д, шии́ты, имами́ты, Ибн Сӣ́на̄, Фах̮р ад-Дӣн ар-Ра̄́зӣ, ильхани́ды, , иджтиха́д.