Ал-Фа̄ра̄́бӣ

Материал из Тезаурус
Версия от 09:10, 19 октября 2021; St027576 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Ал-Фа̄ра̄́бӣ''' (الفارابِيُّ), Абӯ Нас̣р Мух̣а́ммад (ок. 870-950) - мусульманский философ, име...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к:навигация, поиск

Ал-Фа̄ра̄́бӣ (الفارابِيُّ), Абӯ Нас̣р Мух̣а́ммад (ок. 870-950) - мусульманский философ, именуемый в мусульманских источниках «вторым учителем» (после «первого учителя» - Аристотеля). В средневековых латинских текстах известен как Алфарабиус или Авеннаср. Ф. родился в местечке Фара́б в Средней Азии. Учился сначала в Бухаре, а затем в Багдаде. Много лет он держался особняком и не занимал высоких государственных постов, однако в 942 г. принял приглашение хамаданского правителя Сайф ад-Даула поступить на службу при его дворе. Ф. прожил в Сирии вплоть до своей смерти. Ф. был широко известен как комментатор Аристотеля, в первую очередь его логических трактатов, его перу принадлежат также оригинальные трактаты по вопросам метафизики, логики, физики, астрономии, астрологии, арифметике, геометрии, музыки, этики. Ф. подготовил первую в истории мусульманской философии работу, посвященную классификации научно-философских дисциплин, получившую название «Перечень наук» (Их̣с̣а̄́’ ал-‘улӯм). Рассуждая о соотношении философии, теологии и религии, Ф. отдавал предпочтение философии, поскольку она опирается на аподиктические (логически верные, непротиворечивые) рассуждения. Теологии же он отводил роль служанки философии, поскольку она использует диалектические (спекулятивные) рассуждения, а религию, которая применяет риторические и поэтические рассуждения, апеллирующие к эмоциям, а не к разуму, он считал лишь подражательницей философии. Благодаря трактату «О взглядах жителей добродетельного города» (А̄рā’ ахл ал-мадӣна ал-фāд̣ила) Ф. утвердил себя как основоположник мусульманской социально-политической философии. В этом трактате, равно, как и в ряде других этико-политических сочинений, Ф. поставил и попытался решить вопрос об идеальном общественно-политическом устройстве, позволяющем людям достичь счастья. Счастье для Ф. имеет сугубо интеллектуальный характер и может быть достигнуто путем знания и добродетельного поведения. Его сочинения оказали влияние на последующие поколения последователей фа́лсафы, в частности, Ибн Сӣну, Ибн Ба̄джжу и Ибн Рушда. Ф. получил известность в средневековой Европе благодаря еврейским и латинским переводам его сочинений.

См. также: фа́лсафа, Ибн Сӣ́на̄, Ибн Ба̄́джжа, Ибн Ру́шд.