Ибн Ру́шд (إبْنُ رُشْدٍ), Абӯ́ Мух̣а́ммад ‘Абдалла̄́х (1126-1198) — мусульманский мыслитель, самый выдающийся последователь школы фалсафа в мусульманской Испании (ал-Андалус), правовед, врач. Был известен на Западе под латинизированным именем Аверроэс. В христианском мире И.Р. прославился как заток и толкователь трудов Аристотеля, за что получил прозвание «Комментатор» (Commentator). И.Р. родился в Ко́рдове в семье известных правоведов маликитской школы (ма́зхаба), получил превосходное образование в области права и теологии. По рекомендации Ибн Т̣уфайла И.Р. поступил на службу правителю династии Альмохадов Абӯ Йа‘кӯбу Йӯсуфу в качестве знатока и комментатора Аристотеля. Со временем он заменил Ибн Т̣уфайла на посту придворного врача Абӯ Йа‘кӯба Йӯсуфа. Впоследствии И.Р. был назначен ка́ди Севильи, однако несмотря на занимаемую должность и связанные с ней обязанности, продолжал писать комментарии на труды Аристотеля. После перехода власти к новому правителю, И.Р. попал в опалу и был сослан в Лусену, недалеко от Ко́рдовы, а его работы были преданы огню. Однако незадолго до своей смерти он был вновь приглашен ко двору в североафриканский город Марракеш, где и умер. Его тело было перевезено и похоронено в Ко́рдове. Помимо многочисленных комментариев на труды Аристотеля, И.Р. написал ряд трактатов по естественным наукам, юриспруденции, медицине, филологии и философии. Одной из самых известных работ И.Р. является сочинение «Непоследовательность непоследовательности» (Тaxа̄фут ат-таха̄фут), представляющее собой развернутое опровержение труда мусульманского богослова ал-Газа̄лӣ (ум. 1111) «Непоследовательность философов» (Таха̄фут ал-фала̄сифа). В нем мыслитель с рационализаторских позиций защищает философию и опровергает критику ал-Газа̄́лӣ в адрес ал-Фа̄ра̄бӣ и Ибн Сӣны. Другим важным произведением И.Р. является «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», в котором он стремится показать соответствие религиозных принципов философским.
Идеи И.Р. не оказали серьезного влияния на развитие философской мысли в мусульманском мире, однако были восприняты на Западе. В первую очередь европейцев интересовали многочисленные комментарии И.Р. на труды Аристотеля в латинском переводе. Кроме того, имя мыслителя ассоциировалось с утверждением извечности мира и невозможности творения «из ничего», идеей единства и вечности надындивидуального человеческого разума и бренности индивидуальной души, а также c концепцией «двух истин» — религиозной и рационально-философской.
См. также: фа́лсафа, малики́ты, ма́зхаб, ал-Фа̄ра̄́бӣ, Ибн Сӣ́на̄, Ибн Ба̄́джжа, Ибн Т̣уфа́йл, ал-Газа̄лӣ, факи́х.