Ал-Х̣и́ллӣ: различия между версиями
St027576 (обсуждение | вклад) |
St043088 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | ''' | + | '''Ал-Х̣и́ллӣ''' (الحِلِّيُّ) (1250-1324) – имами́тский теолог, ученик Нас̣ӣ́р ад-Дина ат-Тӯ́сӣ. Х̣. родился в Хилле (Ирак) в семье шии́тских правоведов, изучал теологию и право под руководством отца и дяди. Наряду с традиционными дисциплинами интересовался математикой и астрономией, а также философией: был хорошо знаком с идеями мутазили́тов, сочинениями Фах̮р ад-Дӣна ар-Ра̄́зӣ, работами Ибн Сӣ́ны, ас-Сухрава́рдӣ, учением Ибн [ал-]‘А́рабӣ. Х̣. получил известность при дворе Ильхани́дов. Под влиянием его идей монгольский правитель Олджейту (годы правления: 1304-1316) из сунни́зма перешел в шии́зм двунадесятников. Х̣. получил почетное прозвание ‘алла̄́ма ал-х̣и́ллӣ («выдающийся ученый из Хиллы»), поскольку написал большое число сочинений по теологии и праву шии́тов-имами́тов. Следуя традициям багдадской школы имами́тов-рационалистов и считая разум (‘ак̣л) главным доводом в отстаивании религиозных истин, Х̣. обосновал применение принципа независимого суждения (иджтиха́д) в шии́тской правовой практике. Утверждение этого принципа означало расширение полномочий знатоков в области теологии и права в условиях сокрытия има́ма. Одним из наиболее известных богословских сочинений Х̣. считается трактат «Одиннадцатая глава» (ал-ба̄́б ал-х̣а̄́дӣ ‘ашар), содержащий основы вероучения шии́тов-имами́тов. |
− | См. также: [[иджтиха́д]]. | + | |
+ | См. также: [[кала́м]], [[иджтиха́д]], [[шии́ты]], [[имами́ты]], [[Ибн Сӣ́на̄]], [[Фах̮р ад-Дӣн ар-Ра̄́зӣ]], [[ильхани́ды]], , иджтиха́д. | ||
[[Категория:Исламоведение]] | [[Категория:Исламоведение]] |
Версия 12:50, 16 декабря 2021
Ал-Х̣и́ллӣ (الحِلِّيُّ) (1250-1324) – имами́тский теолог, ученик Нас̣ӣ́р ад-Дина ат-Тӯ́сӣ. Х̣. родился в Хилле (Ирак) в семье шии́тских правоведов, изучал теологию и право под руководством отца и дяди. Наряду с традиционными дисциплинами интересовался математикой и астрономией, а также философией: был хорошо знаком с идеями мутазили́тов, сочинениями Фах̮р ад-Дӣна ар-Ра̄́зӣ, работами Ибн Сӣ́ны, ас-Сухрава́рдӣ, учением Ибн [ал-]‘А́рабӣ. Х̣. получил известность при дворе Ильхани́дов. Под влиянием его идей монгольский правитель Олджейту (годы правления: 1304-1316) из сунни́зма перешел в шии́зм двунадесятников. Х̣. получил почетное прозвание ‘алла̄́ма ал-х̣и́ллӣ («выдающийся ученый из Хиллы»), поскольку написал большое число сочинений по теологии и праву шии́тов-имами́тов. Следуя традициям багдадской школы имами́тов-рационалистов и считая разум (‘ак̣л) главным доводом в отстаивании религиозных истин, Х̣. обосновал применение принципа независимого суждения (иджтиха́д) в шии́тской правовой практике. Утверждение этого принципа означало расширение полномочий знатоков в области теологии и права в условиях сокрытия има́ма. Одним из наиболее известных богословских сочинений Х̣. считается трактат «Одиннадцатая глава» (ал-ба̄́б ал-х̣а̄́дӣ ‘ашар), содержащий основы вероучения шии́тов-имами́тов.
См. также: кала́м, иджтиха́д, шии́ты, имами́ты, Ибн Сӣ́на̄, Фах̮р ад-Дӣн ар-Ра̄́зӣ, ильхани́ды, , иджтиха́д.