Ал-Бист̣а̄́мӣ: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
(Новая страница: «'''ал-Бист̣а̄́мӣ''' (البِسْطامِيُّ), Абӯ Йазӣ́д Т̣айфӯ́р ибн ‘Ӣ́са̄ (ум. между 848 и 875), извес...»)
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
См. также: [[суфи́зм]], [[шат̣х̣]], [[х̣а̄л]], [[фана̄́’]], [[ал-исра̄́’ ва-л-ми‘ра̄́дж]], [[ас-Сарра̄́дж]], [[ал-Х̣алла̄́дж]], [[ал-Джуна́йд]].
 
См. также: [[суфи́зм]], [[шат̣х̣]], [[х̣а̄л]], [[фана̄́’]], [[ал-исра̄́’ ва-л-ми‘ра̄́дж]], [[ас-Сарра̄́дж]], [[ал-Х̣алла̄́дж]], [[ал-Джуна́йд]].
 +
[[Категория:Исламоведение]]

Версия 19:21, 28 октября 2021

ал-Бист̣а̄́мӣ (البِسْطامِيُّ), Абӯ Йазӣ́д Т̣айфӯ́р ибн ‘Ӣ́са̄ (ум. между 848 и 875), известный персидский суфий, прославившийся своим экстатическим поведением и высказываниями (шат̣х̣ийа̄́т), повествующими о его мистических восторгах (г̣алаба̄́т), опьянении (сукр) любовью к Богу и даже слиянии с ним. Согласно Б., эти состояния (ах̣ва̄л) могут привести к самоуничтожению (фана̄́’) личности мистика в Боге и ее слиянию с ним. Вдохновенный кораническим описанием ночного путешествия и небесного восхождения Пророка в присутствие Бога (К 17:1), Б. стремился повторить его в своем собственном воображаемом путешествии к божественному трону (ал-ми‘ра̄́дж). Его рассказы о полученном им мистическом опыте и разговорах с Богом (всего до нас дошло около 500 изречений Б.) стали предметом полемики между су́фиями и их недругами из числа богословов, которые усмотрели в них ересь и неподобающее рабу божьему самовозвеличивание. В защиту Б. выступил, в частности, суфийский автор ас-Сарра̄́дж, который объяснил рискованные высказывания Б. неспособностью человеческого языка выразить нюансы мистического переживания. В историю суфи́зма Б. вошел, наряду с ал-Х̣алла̄́джем, как олицетворение «опьяненного» суфи́зма, который обычно противопоставляется его «трезвому», социально и религиозно приемлемому варианту, олицетворяемому ал-Джуна́йдом (ум. 910).

См. также: суфи́зм, шат̣х̣, х̣а̄л, фана̄́’, ал-исра̄́’ ва-л-ми‘ра̄́дж, ас-Сарра̄́дж, ал-Х̣алла̄́дж, ал-Джуна́йд.