Фана̄́’
Фана̄́’ (فَنَاءٌ) — умирание, или исчезновение, в противоположность нетленности и вечному бытию. Термин упоминается в Кора́не (55:26–27). В суфи́зме Ф. означает потерю мистиком самосознания в момент экстатического созерцания Бога, а также замену его несовершенных человеческих качеств совершенными атрибутами Бога. Термин Ф. и часто употребляемый вместе с ним антоним «пребывание, или постоянство» (бак̣а̄́’), обозначают этапы духовного развития су́фия на пути познания Бога и сближения с ним. Хотя эти категории противоположны, они дополняют друг друга: после растворения в Боге мистик возвращается в мир, обогащенный новым знанием и духовным опытом. Концепцию Ф. традиционно связывают с учением багдадского су́фия ал-Х̣алла̄́джа (казнен в 922 г.), который подчеркивал полное исчезновение мистика в Боге в момент экстатического единения с Ним. Его современник ал-Джуна́йд ал-Баг̣да̄́дӣ (ум. 910), напротив, подчеркивал необходимость возврата мистика из состояния (х̣а̄л) Ф. в состояние постоянства и равновесия (бак̣а̄́’), считая его более совершенным. В мусульманской традиции мир земной иногда называют «обителью преходящего» (да̄р ал-фана̄́’) в противоположность «обители вечного» (да̄р ал-бак̣а̄́’), т. е. будущей жизни.
См. также: суфи́зм, х̣а̄л, тава̄́джуд, ваджд, бак̣а̄́’, Кора́н.