Ал-Х̣алла̄́дж

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск

Ал-Х̣алла̄́дж (الحُسَيْنُ بْنُ مَنْصُورٍ الحَلَّاجُ), ал-Х̣уса́йн ибн Манс̣ӯ́р ал-Х̣алла̄́дж (857–922), будучи уроженцем иранской провинции Фарс, он вырос в Ираке в окружении ханбали́тов и су́фиев. Будучи набожным ребенком, Х. в двенадцать лет выучил наизусть Кора́н и вступил на суфийский путь в Басре. Его аскетические подвиги, проповедь мистических идей о божественном присутствии в сердце каждого верующего, а также слухи о его чудотворстве, привлекли к Х. большое число рьяных последователей. Среди них были не только простолюдины, но чиновники Багдада, вследствие чего Х. оказался вовлеченным в политику халифского двора. Его популярность навлекла на него подозрения светских властей, которые увидели в нем опасного смутьяна, претендующего на роль ма́хди. Опасаясь за свою жизнь, Х. покинул Ирак, после чего странствовал и проповедовал в Восточном Иране, Средней Азии и даже Индии. Вернувшись в Багдад, Х. вел себя эксцентрично: по ночам молился на кладбищах города, а днем с экстатическим восторгом рассказывал собравшимся о своей безмерной любви к Богу и желании доказать ее истинность своей мученической смертью. Из его поэтических высказываний и проповедей можно было заключить, что Бог вселился в его тело, которое стало человеческим вместилищем и рупором божественной Истины (ал-х̣ак̣к̣). Такие высказывания Х., наряду с его необычным поведением, публичным чудотворчеством и вовлеченностью в интриги багдадского двора и борьбу правящих элит, привели к его аресту, судебному разбирательству, обвинению в смутьянстве и претензиях на обожествление и жестокой казни на одной из площадей аббасидской столицы. Сразу же после трагической гибели Х. его слова и поступки стали объектом споров как среди суфиев, так и среди богословов и правоведов. Одни видели в нем еретика, шарлатана и смутьяна, другие – святого (валӣ́), принесшего себя в жертву с целью доказать искренность своей любови к Богу, третьи воздержались от суждения о его вере или неверии, оставив это на усмотрение Бога в судный день. Трагическая гибель Х. стала неотъемлемой частью истории и литературы суфи́зма. Его часто считают олицетворением «опьяненного мистицизма», наряду с Абӯ́ Йазӣ́дом ал-Бист̣а̄́мӣ (ум. между 848 и 875) и Абӯ́ ал-Х̣а́саном ал-Х̮арака̄́нӣ (ум. 1033). Противоположностью Х. полагают ал-Джуна́йда (ум. 910), олицетворяющего «трезвый» или «умеренный» суфизм. Добровольная мученическая смерть Х. на эшафоте послужила источником вдохновения для многих поэтов, литераторов и художников Новейшего времени как в мусульманском мире, так и за его пределами. Они создали множество не похожих друг на друга образов Х., отражающих их собственные идеалы и убеждения.

См. также: суфи́зм, зухд, ханбали́ты, ма́хди, валӣ́, ал-х̣ак̣к̣, Ал-Джуна́йд ал-Баг̣да̄́дӣ, ал-Бист̣а̄́мӣ.