‘Ак̣л
‘Ак̣л (عَقْلٌ) — разум, интеллект, ум. Это важное понятие фигурирует как в мусульманской правовой теории (фикх), так и в рациональном богословии (кала́м) и философии (фа́лсафа). В рамках богословия обсуждалась, в частности, способность ‘А. постичь природу Бога и понять смысл его откровения и творения. ‘А. играл важную роль в шии́тском (джафари́тском) фи́кхе, где он рассматривается в качестве одного из важных источников правотворчества. Сторонники хадисов (ахл ал-х̣адӣ́с̱) скептически относились к ‘А., предпочитая опираться на буквально понятый текст пророческих преданий (хади́сы) и Кора́на. Су́фии считают, что ‘А. не способен постичь Бога и сущность сотворенных им вещей, в отличие от сверхчувственной интуиции (з̱а́ук̣) или «снятия завес» (кашф), которые, по их мнению, Бог дарует своим избранным друзьям или святым (аулийа̄’) из числа суфи́йских учителей. В свою очередь, философы (фала̄́сифа) утверждали способность ‘А. постичь природу Бога и законы его творения посредством наблюдения, умозрения и логического рассуждения.
См. также: Алла́х, Кора́н, хади́с, ахл ал-х̣адӣ́с̱, кала́м, суфи́зм, аулийа̄́’, фа́лсафа, джафари́ты.