Аш-Ша̄́фи‘ӣ: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
Строка 3: Строка 3:
 
А.Ш. считается систематизатором источников права (ус̣ӯ́л ал-фик̣х), поскольку он развивал идею синтеза доктрин традиционалистов и рационалистов, то есть наряду с опорой на Кора́на и Су́нну, допускал применение рациональных методов в правоведении, но вместе с тем сам больше тяготел к позиции традиционалистов. Свои взгляды на источники права он изложил в трактате «Послание об источниках права» (Кита̄́б ар-риса̄́ла фи ус̣ӯ́л ал- фик̣х). Одним из учеников А.Ш. был А́х̣мад ибн Х̣а́нбал – основатель ханбали́тской школы права.  
 
А.Ш. считается систематизатором источников права (ус̣ӯ́л ал-фик̣х), поскольку он развивал идею синтеза доктрин традиционалистов и рационалистов, то есть наряду с опорой на Кора́на и Су́нну, допускал применение рациональных методов в правоведении, но вместе с тем сам больше тяготел к позиции традиционалистов. Свои взгляды на источники права он изложил в трактате «Послание об источниках права» (Кита̄́б ар-риса̄́ла фи ус̣ӯ́л ал- фик̣х). Одним из учеников А.Ш. был А́х̣мад ибн Х̣а́нбал – основатель ханбали́тской школы права.  
  
См. также: [[фикх]], [[ма́зхаб]], [[шафии́ты]], [[ханафи́ты]], [[малики́ты]], [[Абӯ́ Х̣анӣ́фа|Абӯ́ Х̣анӣ́фа]], [[Абӯ́ Йӯ́суф]], [[Ма̄́лик ибн А́нас]], [[Мух̣а́ммада аш-Шайба̄́нӣ]], [[А́х̣мад ибн Х̣а́нбал]], [[зайди́ты]], [[ханафи́ты]], [[ус̣ӯ́л ал-фик̣х]], [[ахл ал-х̣адӣ́с̱]], [[ахл ар-ра’й]].
+
См. также: [[фикх]], [[ма́зхаб]], [[шафии́ты]], [[ханафи́ты]], [[малики́ты]], [[Абӯ́ Х̣анӣ́фа|Абӯ́ Х̣анӣ́фа]], [[Абӯ́ Йӯ́суф]], [[Ма̄́лик ибн А́нас]], [[Мух̣а́ммад аш-Шайба̄́нӣ]], [[А́х̣мад ибн Х̣а́нбал]], [[зайди́ты]], [[ханафи́ты]], [[ус̣ӯ́л ал-фик̣х]], [[ахл ал-х̣адӣ́с̱]], [[ахл ар-ра’й]].
 
[[Категория:Исламоведение]]
 
[[Категория:Исламоведение]]

Версия 15:26, 16 декабря 2021

Аш-Ша̄́фи‘ӣ (أَبُو عَبْدِ اللهِ مُحَمَّدٌ الشَافِعِيُّ), Абӯ́ ‘Абдалла̄́х Мух̣а́ммад Аш-Ша̄́фи‘ӣ (767-820) – правовед, богослов, основатель и эпоним шафии́тской школы права. А.Ш. родился в Газе, но после смерти его отца мать перевезла его к родственникам в Мекку, где царила атмосфера учености в значительной мере повлиявшая на становление его как знатока в области права. В 786 г. А.Ш. отправился в Медину, где жил выдающийся мусульманский правовед Ма̄́лик ибн А́нас, с целью завершить у него свое обучение. Он находился при ученом вплоть до смерти последнего в 795 г., после чего возвратился в Мекку. В возрасте 30 лет он был направлен на административную должность в Наджран (Йемен). Из-за общения с зайди́тским има́мом Йа́х̣йей ибн ‘Абдалла̄́хом А.Ш. был обвинен в призывах к восстанию, арестован и направлен к халифу Ха̄рӯ́ну ар-Рашӣ́ду (годы правления: 786-809) в его резиденцию в Ракку (Сирия). Благодаря заступничеству ученика Абӯ́ Х̣анӣ́фы, Абӯ́ Йӯ́суфа и Ма̄́лика ибн А́наса - Мух̣а́ммада аш-Шайба̄́нӣ, ученый был помилован и освобожден. После этого А.Ш. изучал ханафи́тский ма́зхаб, слушая лекции Мух̣а́ммада аш-Шайба̄́нӣ. Как независимый правовед выступал в Багдаде и Мекке, стараясь соединить положения ханафи́тского и малики́тского ма́зхабов, однако со временем стал распространять свой ма́зхаб. В 816 г. он переехал в Фустат (Египет), где и жил вплоть до своей смерти, отстаивая позиции своей школы права.

А.Ш. считается систематизатором источников права (ус̣ӯ́л ал-фик̣х), поскольку он развивал идею синтеза доктрин традиционалистов и рационалистов, то есть наряду с опорой на Кора́на и Су́нну, допускал применение рациональных методов в правоведении, но вместе с тем сам больше тяготел к позиции традиционалистов. Свои взгляды на источники права он изложил в трактате «Послание об источниках права» (Кита̄́б ар-риса̄́ла фи ус̣ӯ́л ал- фик̣х). Одним из учеников А.Ш. был А́х̣мад ибн Х̣а́нбал – основатель ханбали́тской школы права.

См. также: фикх, ма́зхаб, шафии́ты, ханафи́ты, малики́ты, Абӯ́ Х̣анӣ́фа, Абӯ́ Йӯ́суф, Ма̄́лик ибн А́нас, Мух̣а́ммад аш-Шайба̄́нӣ, А́х̣мад ибн Х̣а́нбал, зайди́ты, ханафи́ты, ус̣ӯ́л ал-фик̣х, ахл ал-х̣адӣ́с̱, ахл ар-ра’й.