А́х̣мад ибн Х̣а́нбал
А́х̣мад ибн Х̣а́нбал (أَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلَ) (780-855) – правовед, богослов, основатель и эпоним ханбали́тской школы права. А.Х̣. родился в Багдаде и с ранних лет посвятил себя изучению Кора́на и Су́нны, грамматических тонкостей арабского языка и права. Занимаясь сбором хади́сов, он посещал центры мусульманской учености и имел возможность общаться с выдающимися учеными своего времени, в частности с Абӯ́ Йӯ́суфом и аш-Ша̄́фи‘ӣ. Получив необходимые знания, А.Х̣. сам стал передавать хади́сы и обучать праву. Он представлял позиции традиционалистов и отказывался использовать рациональные методы аргументации, считая их нововведениями (би́д‘а), с которыми решительно боролся. Период его активной деятельности пришелся на время противостояния мутазили́тов и традиционалистов. Аббаси́дский хали́ф ал-Ма’мӯ́н (годы правления: 813-833), официально утвердивший ряд положений доктрины мутазили́тов, в частности идею сотворенности Кора́на, подвергал наказанию всех несогласных. А.Х̣. отказывался признать эту идею как при ал-Ма’мӯ́не, так и при двух его преемниках: ал-Му‘та́с̣име (годы правления: 833-842 ) и ал-Ва̄́сик̣е (годы правления: 842-847), за что был подвергнут бичеванию и заключению в тюрьму. Лишь с приходом к власти халифа ал-Мутава́ккила (годы правления: 847-861), который восстановил позиции традиционалистов и начал преследование мутазили́тов, А.Х̣. смог вернуться к активной преподавательской деятельности, не боясь преследований. Его бескомпромиссная позиция по отстаиванию «чистоты» религии и борьба с нововведениями (би́д‘а) привели к значительному росту числа его последователей. Причем его идеи повлияли не только на формирование ханбали́тской школы права, но на взгляды известных представителей этой школы, живших гораздо позже, например, Ибн Тайми́ййи (1263-1328) и Мух̣а́ммада ибн ‘Абд ал-Вахха̄́ба (1703-1792). Самым известным сочинением А.Х̣. считается сборник хадисов - «Муснад». В отличие от аш-Ша̄́фи‘ӣ А.Х̣. не стремился разработать доктрину, его учение - это реакция на кодификацию фикха, поскольку любые разъяснения мусульманских богословов и правоведов, и их письменная фиксация, означали внесение изменений в первоначальный замысел.
См. также: ахл ал-х̣адӣ́с̱, ахл ар-ра’й, фикх, ма́зхаб, ханбали́ты, Абӯ́ Йӯ́суф, Аш-Ша̄́фи‘ӣ, мутазили́ты.