Ал-Х̣а́сан ал-Ба́с̣рӣ
Ал-Х̣а́сан ал-Ба́с̣рӣ (أَبُو سَعِيدٍ الحَسَنُ بْنُ يَسَارَ البَصْريُّ), Абӯ́ Са‘ӣ́д ал-Х̣а́сан ибн Йаса̄́р ал-Ба́с̣рӣ (642 – 728), влиятельный и почитаемый представитель поколения мусульман, последовавшего за поколением сподвижников Пророка (та̄би‘ӯ́н), мусульманский проповедник, знаток хади́сов, аскет (за̄́хид). Будучи уроженцем Медины, он вырос в окружении сподвижников и жен Пророка, одной из которых прислуживала его мать. Это обстоятельство повозило ему стать знатоком преданий о жизни и воззрениях первых мусульман. Переселившись в Басру около 662 г., он принял участие в арабском завоевании Восточного Ирана и Афганистана. Вернувшись в Басру, Х.Б. прослыл красноречивым оратором, чьи проповеди и морально-этические увещевания вошли в золотой фонд мусульманской риторики. Он также прославился как толкователь и чтец Кора́на. В своих публичных выступлениях и письменных посланиях Х.Б. не боялся критиковать действия омейя́дских хали́фов, которые, по его мнению, противоречили обычаю (су́нне) Пророка и его сподвижников, не призывая, однако, к вооруженному восстанию против их власти. Х.Б. проповедовал отречение от этого мира (зухд) ради мира будущего, богобоязненность, доброжелательность к ближнему, скромность и нестяжательство. В богословском плане он, по-видимому, был приверженцем учения о свободе воли верующего, считая каждого ответственным за свои поступки. Рассуждения Х.Б. о свободе человеческой воли и божественном предопределении считают началом мусульманского богословия, а его учеников – зачинателями богословской науки (‘илм ал-кала̄́м). Су́фии также признают Х.Б. одним из отцов-основателей своего движения, а его учеников – первыми суфиями и образцами для подражания. Шии́ты, в свою очередь, подчеркивают связь Х.Б. с ‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄либом, считая его учеником первого шиитского имама.
См. также: Муха́ммад, су́нна, зухд, суфи́зм, Омейя́ды, кала́м, шии́ты.