Ал-Мух̣а̄́сибӣ (الحَارِثُ إِبْنُ أَسَدٍ المُحَاسِبِيُّ), ал-Х̣а̄́рис̱ ибн А́сад ал-Мух̣а̄́сибӣ (781–857), багдадский богослов и аскет, создатель морально-этического учения о самонаблюдении и самоконтроле (мух̣а̄́саба), название которого стало частью его имени. Благочестие и ораторские способности М. снискали ему широкую известность у населения аббасидской столицы. В своих проповедях от призывал своих единоверцев к богобоязненности и отказу от греховных поступков, напоминал им об ужасах Судного дня. Вероятно, его популярность стала причиной неудовольствия основателя ханбали́тской богословско-правовой школы А́х̣мада ибн Х̣а́нбала (780–855), который обвинил его в распространении «еретических новшеств» (би́да‘). Спасаясь от нападок и угроз многочисленных последователей Ибн Х̣а́нбала из числа багдадских простолюдинов, М. вынужден был прекратить свои проповеди и спешно покинуть столицу. По возвращении из вынужденной ссылки М. жил лишенным средств к существованию затворником и умер в нищете. Хотя отношение М. к суфийскому движению в Багдаде не вполне ясно, его сочинения впоследствии легли в основу суфийской «психологии», родоначальником которой традиционно считается Х̣а́сан ал-Ба́с̣рӣ (642 – 728). В своих сочинениях М. призывал верующих тщательно анализировать свои слова и поступки с целью «очистить» их от лицемерия, самолюбования, кичливости и прочих мирских, низменных «примесей». Он также пытался найти компромисс между желанием подвижника-аскета (‘а̄́бид; за̄́хид) полностью уйти от мира и необходимостью содержать себя и своих близких, не прибегая к нищенству. Перу М. принадлежит около 30 сочинений, которые вошли в канон «суфийской науки». Он был учителем целой плеяды багдадских су́фиев, таких как ан-Нӯ́рӣ (ум. 907), Сарӣ́ ас-Са́к̣ат̣ӣ (ум. 867) и знаменитого ал-Джуна́йда (ум. 910).
См. также: суфи́зм; зухд; ханбали́ты; Х̣а́сан ал-Ба́с̣рӣ; ал-Джунайд ад-Баг̣да̄́дӣ.