Ал-Джуна́йд ал-Баг̣да̄́дӣ (أَبُو القَاسِمِ الجُنَيْدُ البَغْداديُّ), Абӯ́ ал-К̣а̄́cим ал-Джуна́йд ал-Баг̣да̄́дӣ (ум. 910). Сын багдадского торговца стеклом, Дж. воспитывался под духовным руководством своего дяди, известного аскета и мистика Сарӣ́ ас-Са́к̣ат̣ӣ (ум. 867). Получив основательное богословско-правовое образование в столице Аббаси́дского хали́фата, Дж. стал видным правовым авторитетом шафиитской школы (ма́зхаба). Будучи в дружеских отношениях с богословом и автором трудов по аскетическо-мистической этике и психологии, ал-Х̣а̄́рис̱ом ал-Мух̣а̄́сибӣ (ум. 857), Дж. вел с ним длительные дискуссии по этим вопросам. Влияние идей ал-Мух̣а̄́сибӣ очевидно из сочинений и изречений Дж. Рассуждая о переживании су́фием близости к Богу и о мистическом смысле единобожия (таух̣ӣ́д), Дж. в своих посланиях (раса̄́ ’ил) создал особый язык, который впоследствии становится неотъемлемой частью суфийской традиции. Он рассуждал, в частности, о мистических «стоянках» и «состояниях», которые испытывает суфий на пути к Богу и о сокровенном познании (ма́‘рифа), которое он приобретает на этом пути. Суфийская традиция изображает Дж. в качестве представителя «трезвого» направления в суфизме, которое противопоставляется «опьяненному», олицетворяемому такими выдающимися аскетами-мистиками, как ал-Бист̣а̄́мӣ (ум. 875) и ал-Х̣алла̄́дж (ум. 922). В то время как Дж. и его единомышленники предпочитали обсуждать свои мистические переживания и сокровенное знание, полученное в результате суфийских упражнений и медитаций, в узком кругу посвященных, представители «опьяненного» суфизма говорили о них публично, зачастую в экстатической форме (шат̣х̣), что порой приводило к их преследованию властями, а иногда даже к казням. В конечном итоге «трезвый» суфизм Дж. стал преобладающим направлением в суфизме и даже частью суннитского правоверия. Имя Дж. фигурирует в духовных генеалогиях (си́лсила) почти всех суфийских братств.
См. также: суфи́зм, су́фий, фикх, мак̣а̄́м, х̣а̄л, таух̣ӣ́д, ма́‘рифа, си́лсила, тарика́т.