Ал-Мāтурӣ́дӣ: различия между версиями
St008113 (обсуждение | вклад) |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Ал-Мāтурӣ́дӣ''' (أَبُو مَنْصُورٍ مُحَمَّدٌ المَاتُريديُّ), Абӯ́ Манс̣ӯ́р Мух̣а́ммад ал-Мāтурӣ́дӣ (870-944) — мусульманский теолог, основатель школы матуриди́тского калама. Родился в местечке Матурид, недалеко от Самарканда. В решении правовых вопросов придерживался положений ханафи́тской школы права. Период его деятельности пришелся на правление династии Саманидов (годы правления: 819-1005), управлявшей Хорасаном и Мавераннахром. Учение ал-М. получило распространение преимущественно среди ханафи́тов Мавераннахра. Главным трудом ал-М. считается «Книга единобожия» (Китаб ат-таух̣ӣд). Его взгляды были близки взглядам ал- | + | '''Ал-Мāтурӣ́дӣ''' (أَبُو مَنْصُورٍ مُحَمَّدٌ المَاتُريديُّ), Абӯ́ Манс̣ӯ́р Мух̣а́ммад ал-Мāтурӣ́дӣ (870-944) — мусульманский теолог, основатель школы матуриди́тского калама. Родился в местечке Матурид, недалеко от Самарканда. В решении правовых вопросов придерживался положений ханафи́тской школы права. Период его деятельности пришелся на правление династии Саманидов (годы правления: 819-1005), управлявшей Хорасаном и Мавераннахром. Учение ал-М. получило распространение преимущественно среди ханафи́тов Мавераннахра. Главным трудом ал-М. считается «Книга единобожия» (Китаб ат-таух̣ӣд). Его взгляды были близки взглядам ал-А́ш‘арӣ, но если точка зрения последнего представляет собой срединную позицию между взглядами мутазили́тов и взглядами традиционалистов, то взгляды ал-М. – это срединная позиция между ашари́змом и мутазили́змом. Так, ал-М. признавал значимость разума, позволяющего человеку отличать благое от дурного, но считал, что раз Бог ниспослал людям Откровение, значит именно оно, а не разум, обладает конечной познавательной силой. В вопросе о свободе человеческой воли и божественном предопределении, подобно ашари́там, ал-М. придерживался идеи присвоения (ка́сб) человеком поступков, сотворенных Богом, однако уточнял, что поступок творится Богом тогда, когда человек разумом выбирает совершение этого поступка и намеревается его выполнить. |
− | Считается, что взгляды ал-М. были более рационалистичными, чем взгляды ал- | + | Считается, что взгляды ал-М. были более рационалистичными, чем взгляды ал-А́ш‘арӣ, а значит ближе к мутазили́там, за исключением мнения о соотношении веры и действия. В этом вопросе позиция ал-М. ближе к мурджии́там, поскольку он считал, что вера не определяется поступками. Учение ал-М. было продолжено его учениками. |
− | См. также: [[матуриди́ты]], [[ашари́ты]], [[мутазили́ты]], [[кала́м]], [[ханафи́ты]], [[ка́сб]], [[ал-Аш‘а́рӣ]]. | + | См. также: [[матуриди́ты]], [[ашари́ты]], [[мутазили́ты]], [[кала́м]], [[ханафи́ты]], [[ка́сб]], [[ал-Аш‘а́рӣ|ал-А́ш‘арӣ]]. |
[[Категория:Исламоведение]] | [[Категория:Исламоведение]] |
Текущая версия на 00:45, 25 декабря 2021
Ал-Мāтурӣ́дӣ (أَبُو مَنْصُورٍ مُحَمَّدٌ المَاتُريديُّ), Абӯ́ Манс̣ӯ́р Мух̣а́ммад ал-Мāтурӣ́дӣ (870-944) — мусульманский теолог, основатель школы матуриди́тского калама. Родился в местечке Матурид, недалеко от Самарканда. В решении правовых вопросов придерживался положений ханафи́тской школы права. Период его деятельности пришелся на правление династии Саманидов (годы правления: 819-1005), управлявшей Хорасаном и Мавераннахром. Учение ал-М. получило распространение преимущественно среди ханафи́тов Мавераннахра. Главным трудом ал-М. считается «Книга единобожия» (Китаб ат-таух̣ӣд). Его взгляды были близки взглядам ал-А́ш‘арӣ, но если точка зрения последнего представляет собой срединную позицию между взглядами мутазили́тов и взглядами традиционалистов, то взгляды ал-М. – это срединная позиция между ашари́змом и мутазили́змом. Так, ал-М. признавал значимость разума, позволяющего человеку отличать благое от дурного, но считал, что раз Бог ниспослал людям Откровение, значит именно оно, а не разум, обладает конечной познавательной силой. В вопросе о свободе человеческой воли и божественном предопределении, подобно ашари́там, ал-М. придерживался идеи присвоения (ка́сб) человеком поступков, сотворенных Богом, однако уточнял, что поступок творится Богом тогда, когда человек разумом выбирает совершение этого поступка и намеревается его выполнить.
Считается, что взгляды ал-М. были более рационалистичными, чем взгляды ал-А́ш‘арӣ, а значит ближе к мутазили́там, за исключением мнения о соотношении веры и действия. В этом вопросе позиция ал-М. ближе к мурджии́там, поскольку он считал, что вера не определяется поступками. Учение ал-М. было продолжено его учениками.
См. также: матуриди́ты, ашари́ты, мутазили́ты, кала́м, ханафи́ты, ка́сб, ал-А́ш‘арӣ.