Г̣а́зал: различия между версиями
St027576 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Г̣а́зал''' (غَزَلٌ) — любовная лирика; стихотворение любовного или романтического соде...») |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Г̣а́зал''' (غَزَلٌ) — любовная лирика; стихотворение любовного или романтического содержания в арабской литературной традиции. В суфи́йской литературе любовные стихотворения приобрели аллегорический смысл. Находясь в состоянии растворения в Боге (фана̄́’) и мистической экзальтации, су́фий использовал образную систему Г. для описания своего непреодолимого влечения к божественному Возлюбленному. Крупнейшими представителями жанра Г. в арабской | + | '''Г̣а́зал''' (غَزَلٌ) — любовная лирика; стихотворение любовного или романтического содержания в арабской литературной традиции. В суфи́йской литературе любовные стихотворения приобрели аллегорический смысл. Находясь в состоянии растворения в Боге (фана̄́’) и мистической экзальтации, су́фий использовал образную систему Г. для описания своего непреодолимого влечения к божественному Возлюбленному. Крупнейшими представителями жанра Г. в арабской суфи́йской литературе считаются Ибн ал-Фа̄рид̣ (1181–1235) из Египта, а также Ибн ‘Арабӣ (1165–1240) и аш-Шуштарӣ (1212–1269), происходившие из мусульманской Испании (ал-Андалус). Г. получил широкую популярность в персидской, индийской и турецкой литературных традициях. Здесь мистическое влечение поэта к Богу порой столь тесно переплетается со страстью к земной женщине, что становится невозможно отделить любовь божественную от любви мирской. Жанр Г. широко использовался такими выдающимися персоязычными поэтами, как Низами Гянджеви, Саади, Руми, Джами, Хафиз Ширази. |
См. также: [[суфи́зм]], [[касы́да]], [[фана̄́’]]. | См. также: [[суфи́зм]], [[касы́да]], [[фана̄́’]]. |
Версия 00:07, 4 февраля 2021
Г̣а́зал (غَزَلٌ) — любовная лирика; стихотворение любовного или романтического содержания в арабской литературной традиции. В суфи́йской литературе любовные стихотворения приобрели аллегорический смысл. Находясь в состоянии растворения в Боге (фана̄́’) и мистической экзальтации, су́фий использовал образную систему Г. для описания своего непреодолимого влечения к божественному Возлюбленному. Крупнейшими представителями жанра Г. в арабской суфи́йской литературе считаются Ибн ал-Фа̄рид̣ (1181–1235) из Египта, а также Ибн ‘Арабӣ (1165–1240) и аш-Шуштарӣ (1212–1269), происходившие из мусульманской Испании (ал-Андалус). Г. получил широкую популярность в персидской, индийской и турецкой литературных традициях. Здесь мистическое влечение поэта к Богу порой столь тесно переплетается со страстью к земной женщине, что становится невозможно отделить любовь божественную от любви мирской. Жанр Г. широко использовался такими выдающимися персоязычными поэтами, как Низами Гянджеви, Саади, Руми, Джами, Хафиз Ширази.