‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄́либ: различия между версиями
St008113 (обсуждение | вклад) м (St008113 переименовал страницу ‘Алӣ́ ибн Абӣ Т̣а̄́либ в ‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄́либ) |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | ''' | + | '''‘'''‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄́либ (عَلِيٌّ إِبْنُ أَبِي طَالِبٍ) — двоюродный брат и зять пророка Муха́ммада, четвертый пра́ведный хали́ф по мнению сунни́тов. Происходил из бедной семьи, жил в его доме до хи́джры, одним из первых принял ислам, а после переселения в Йа́с̱риб (Медину) женился на дочери пророка Фа̄́т̣име. В этом браке у него родились сыновья Х̣а́сан и Х̣уса́йн. Во время жизни пророка А. принимал участие практически во всех экспедициях мусульман, выполняя роль знаменосца. Отличался бесстрашием, позднее ставшим легендарным, однако после смерти пророка Муха́ммада не принимал участия в походах мусульманских армий за пределы Аравийского полуострова. Конец правления хали́фа ‘Ус̱ма̄́на ознаменовался недовольством мусульман из числа сподвижников пророка и участников военных экспедиций, при этом надежды на исправление ситуации в халифа́те связывались с людьми из ближайшего круга пророка, в том числе А., известного своим благочестием и военной доблестью. После убийства ‘Ус̱ма̄́на А. был выбран новым халифом, эти события привели к началу первой междоусобицы или фи́тны. Против А. выступили сподвижники Мухаммада Т̣а́лх̣а и аз-Зуба́йр, захватив с преданными им людьми Басру, их поддержала младшая жена Муха́ммада ‘А̄́’иша. Наместник Сирии Му‘а̄́вийа, родственник убитого ‘Ус̱ма̄́на, поклялся отомстить за него и также начал активные военные действия против А. Войско А. разбило отряд, возглавляемый Т̣а́лх̣ой и аз-Зуба́йром, ‘А̄́’иша следила за ходом боя с верблюда, за что сражение получило название «Битва Верблюда». В этой битве войско противников А. было разгромлено. Война с Му‘а̄́вийей приняла затяжной характер. Возглавляемое А. войско одержало победу над силами Му‘а̄́вийи при С̣иффӣ́не, однако последний прибег к хитрости и остановил сражение, приказав поднять своим воинам свитки Кора́на на копья и потребовав третейского суда. А. согласился на это, что вызвало недовольство части его сторонников, которые сочли его поведение нерешительным и недостойным хали́фа. После этого из войска А. вышли воины, сформировавшие религиозно-политическую группировку хариджи́тов, находившуюся в оппозиции к обоим сторонам развернувшегося в халифа́те конфликта и активно действующую как против Му‘а̄́вийи, так и против А. В 661 г. А. был убит хариджи́том на пороге мечети в Куфе и похоронен в городе Неджеф, который затем стал центром паломничества. А. играет особую роль для шии́тов, которые считают, что он и его потомки занимают центральное место в вопросах интерпретации исламского вероучения и имеют преимущественное право на халифа́т. Некоторые крайние (г̣ула̄́т) шии́ты обожествляют А., приписывая ему сверхчеловеческие качества. |
− | См. также: [[хали́ф]], [[пра́ведные хали́фы]], [[халифа́т]], [[Муха́ммад]], [[Кора́н]], [[Абӯ́ Ба́кр]], [[‘У́мар]], [[‘Ус̱ма̄́н]], [[‘А̄́’иша]], [[Фа̄́т̣има]], [[хи́джра]], [[сунни́ты]], [[шии́ты]], [[г̣ула̄́т]], [[хариджи́ты]], [[первая фи́тна]], [[Му‘а̄́вийа I]], [[Омейя́ды]]. | + | См. также: [[хали́ф]], [[пра́ведные хали́фы]], [[халифа́т]], [[Муха́ммад]], [[Кора́н]], [[Абӯ́ Ба́кр|Абӯ́ Бакр]], [[‘У́мар]], [[‘Ус̱ма̄́н]], [[‘А̄́’иша]], [[Фа̄́т̣има]], [[хи́джра]], [[сунни́ты]], [[шии́ты]], [[г̣ула̄́т]], [[хариджи́ты]], [[первая фи́тна|пе́рвая фи́тна]], [[Му‘а̄́вийа I]], [[Омейя́ды]]. |
[[Категория:Исламоведение]] | [[Категория:Исламоведение]] |
Текущая версия на 00:18, 25 декабря 2021
‘‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄́либ (عَلِيٌّ إِبْنُ أَبِي طَالِبٍ) — двоюродный брат и зять пророка Муха́ммада, четвертый пра́ведный хали́ф по мнению сунни́тов. Происходил из бедной семьи, жил в его доме до хи́джры, одним из первых принял ислам, а после переселения в Йа́с̱риб (Медину) женился на дочери пророка Фа̄́т̣име. В этом браке у него родились сыновья Х̣а́сан и Х̣уса́йн. Во время жизни пророка А. принимал участие практически во всех экспедициях мусульман, выполняя роль знаменосца. Отличался бесстрашием, позднее ставшим легендарным, однако после смерти пророка Муха́ммада не принимал участия в походах мусульманских армий за пределы Аравийского полуострова. Конец правления хали́фа ‘Ус̱ма̄́на ознаменовался недовольством мусульман из числа сподвижников пророка и участников военных экспедиций, при этом надежды на исправление ситуации в халифа́те связывались с людьми из ближайшего круга пророка, в том числе А., известного своим благочестием и военной доблестью. После убийства ‘Ус̱ма̄́на А. был выбран новым халифом, эти события привели к началу первой междоусобицы или фи́тны. Против А. выступили сподвижники Мухаммада Т̣а́лх̣а и аз-Зуба́йр, захватив с преданными им людьми Басру, их поддержала младшая жена Муха́ммада ‘А̄́’иша. Наместник Сирии Му‘а̄́вийа, родственник убитого ‘Ус̱ма̄́на, поклялся отомстить за него и также начал активные военные действия против А. Войско А. разбило отряд, возглавляемый Т̣а́лх̣ой и аз-Зуба́йром, ‘А̄́’иша следила за ходом боя с верблюда, за что сражение получило название «Битва Верблюда». В этой битве войско противников А. было разгромлено. Война с Му‘а̄́вийей приняла затяжной характер. Возглавляемое А. войско одержало победу над силами Му‘а̄́вийи при С̣иффӣ́не, однако последний прибег к хитрости и остановил сражение, приказав поднять своим воинам свитки Кора́на на копья и потребовав третейского суда. А. согласился на это, что вызвало недовольство части его сторонников, которые сочли его поведение нерешительным и недостойным хали́фа. После этого из войска А. вышли воины, сформировавшие религиозно-политическую группировку хариджи́тов, находившуюся в оппозиции к обоим сторонам развернувшегося в халифа́те конфликта и активно действующую как против Му‘а̄́вийи, так и против А. В 661 г. А. был убит хариджи́том на пороге мечети в Куфе и похоронен в городе Неджеф, который затем стал центром паломничества. А. играет особую роль для шии́тов, которые считают, что он и его потомки занимают центральное место в вопросах интерпретации исламского вероучения и имеют преимущественное право на халифа́т. Некоторые крайние (г̣ула̄́т) шии́ты обожествляют А., приписывая ему сверхчеловеческие качества.
См. также: хали́ф, пра́ведные хали́фы, халифа́т, Муха́ммад, Кора́н, Абӯ́ Бакр, ‘У́мар, ‘Ус̱ма̄́н, ‘А̄́’иша, Фа̄́т̣има, хи́джра, сунни́ты, шии́ты, г̣ула̄́т, хариджи́ты, пе́рвая фи́тна, Му‘а̄́вийа I, Омейя́ды.