‘А̄́’иша
‘А̄́’иша (عَائِشَةُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ) бинт Абӣ́ Бакр (ок. 614 – 678) — третья жена пророка Мух̣а́ммада. Дочь сподвижника пророка, праведного халифа Абӯ́ Ба́кра. Согласно суннитской традиции, А. – любимая жена пророка Муха́ммада. А. была обручена с Муха́ммадом в довольно раннем возрасте, а фактически вышла за него замуж через несколько месяцев после хи́джры, после чего жила в его доме и сопровождала его в поездках и экспедициях. В одной из экспедиций против племени бану мус̣т̣алик̣ А. отдалилась от лагеря, и когда отряд тронулся дальше в путь, она осталась в пустыне одна. Там ее нашел молодой бедуин, который сопроводил ее до Йа́с̱риба (Медины). Этот случай вызвал среди недоброжелателей Муха́ммада множество пересудов, которым был положен конец после ниспослания ая́тов Кора́на, оправдывающих А. и впоследствии включенных в суру «Свет» (ан-Нӯр) (24:11 и далее). По мере того, как положение общины мусульман укреплялось, жены пророка пользовались все большим уважением, а их социальный статус возрастал. А., за которой закрепилось прозвище «Мать правоверных» (Умм ал-му’минӣ́н) не была исключением. Ей было восемнадцать лет, когда скончался пророк Муха́ммад, после его смерти она осталась бездетной вдовой. Во время правления своего отца, праведного халифа Абӯ́ Ба́кра, и впоследствии, при халифе ‘У́маре, А. была в стороне от общественных дел. Однако затем А. приняла активное участие в политической жизни общины мусульман в ходе первой фи́тны, возглавив после убийства ‘Ус̱ма̄́на военную экспедицию, цель которой декларировалась как мщение за его кровь. После поражения от сторонников ‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄́либа в битве, ставшей известной как «Битва верблюда» (656 г.), поскольку А. наблюдала за ходом сражения сидя в паланкине на спине верблюда, она отошла от политических дел, при этом А. и ‘Алӣ́ ибн Абӣ́ Т̣а̄́либ обменялись заверениями во взаимном уважении. Эти события привели к тому, что в шии́тской историографии роль А. рассматривается в негативном ключе, а сама она не пользуется таким почетом, как у сунни́тов. Множество хади́сов восходит к А. как первому звену в цепочке передачи (исна̄́д), мусульманская традиция передает, что она также интересовалась поэзией и отличалась красноречием.
См. также: Муха́ммад, Кора́н, ая́т, хи́джра, ахл ал-байт, Х̮адӣ́джа, ‘Алӣ́ ибн Абӣ Т̣а̄́либ, шии́ты, сунни́ты, хади́с, исна̄́д, Абӯ́ Бакр, хали́ф, пра́ведные хали́фы, халифа́т, пе́рвая фи́тна.