Ашари́ты: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
(Новая страница: «'''Ашари́ты; ал-Аша̄́‘ира''' (الأشَاعِرَةُ) — одна из основных школ рационального богосло...»)
 
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
См. также: [[Кора́н]], [[мутазили́ты]], [[матуриди́ты]], [[‘ак̣л]], [[нак̣л]], [[кала́м]], [[касб]], [[з̱а̄т]], [[с̣и́фа]].
 
См. также: [[Кора́н]], [[мутазили́ты]], [[матуриди́ты]], [[‘ак̣л]], [[нак̣л]], [[кала́м]], [[касб]], [[з̱а̄т]], [[с̣и́фа]].
 +
[[Категория:Исламоведение]]

Текущая версия на 19:20, 28 октября 2021

Ашари́ты; ал-Аша̄́‘ира (الأشَاعِرَةُ) — одна из основных школ рационального богословия (кала́м), основанная Абӯ ал-Х̣асаном ал-Аш‘арӣ (ум. 935), который отверг мутазили́тскую доктрину своих учителей. Восточным вариантом ашаритского богословия является матуриди́зм. В гносеологическом плане А. стремились найти баланс между использованием разума (‘ак̣л) и предания (нак̣л) в решении богословских вопросов. В плане онтологии А. стояли на позициях окказионализма, полагая, что между явлениями не существует естественных причинно-следственных связей. Единственной причиной и движущей силой всего сущего является воля Бога, которую невозможно предсказать или рационально объяснить. Бог является творцом человеческих поступков, тогда как человек «приобретает» их (касб) по своему выбору и потому несет за них ответственность перед Богом. В полемике о природе Кора́на А. занимали уклончивую позицию, считая, что его текст состоит из сотворенных звуков и букв, тогда как его смысл вечен и непреложен. Поскольку А., в отличие от мутазили́тов, признавали реальность и относительную независимость божественных атрибутов (с̣ифа̄́т) по отношению к божественной сущности (з̱а̄т), их часто называли «сифатитами».

См. также: Кора́н, мутазили́ты, матуриди́ты, ‘ак̣л, нак̣л, кала́м, касб, з̱а̄т, с̣и́фа.