Ал-Джубба̄́’ӣ: различия между версиями
St027576 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Ал-Джубба̄́’ӣ''' (الجُبّائِي), Абӯ ‘А́лӣ Мух̣а́ммад ибн ‘Абд ал-Вахха̄́б (850-915) — пред...») |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Ал-Джубба̄́’ӣ''' (الجُبّائِي), Абӯ ‘А́лӣ Мух̣а́ммад ибн ‘Абд ал-Вахха̄́б (850-915) — представитель басрийских мутазили́тов. Родился в Джуббе, Хузестан, учился в Басре у Абӯ Йа‘к̣ӯ́ба Йӯсу́фа аш-Шах̣х̣а̄́ма и со временем сменил его на посту главы мутазили́тов Басры. Его учеником был Абӯ ал-Х̣асан ал- | + | '''Ал-Джубба̄́’ӣ''' (الجُبّائِي), Абӯ ‘А́лӣ Мух̣а́ммад ибн ‘Абд ал-Вахха̄́б (850-915) — представитель басрийских мутазили́тов. Родился в Джуббе, Хузестан, учился в Басре у Абӯ Йа‘к̣ӯ́ба Йӯсу́фа аш-Шах̣х̣а̄́ма и со временем сменил его на посту главы мутазили́тов Басры. Его учеником был Абӯ ал-Х̣асан ал-А́ш‘арӣ, изначально принадлежавший к школе мутазили́тского калама, но покинувший ее и создавший свою школу. Поскольку ни одно из сочинений ал-Дж. не дошло полностью, основным источником его взглядов остается книга ал-А́ш‘арӣ «О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву» (Мак̣āлāт ал-ислāмиййӣн ва их̮тилāф ал-мус̣аллӣн). Ал-Дж. разработал оригинальную концепцию божественной справедливости, отличавшуюся от концепции других мутазили́тов, и связанную с понятием божественной милости. Он считал, что Бог возлагает на человека веру, предполагая за нее божественную милость. Так, например, верующий, потерпевший несправедливость, может рассчитывать на божественное воздание, так как Бог справедлив и желает лучшего людям. Но это воздаяние есть милость, а не обязанность Бога. |
− | См. также: [[мутазили́ты]], [[кала́м]], [[ашари́ты]], [[ал-Аш‘а́рӣ]]. | + | См. также: [[мутазили́ты]], [[кала́м]], [[ашари́ты]], [[ал-Аш‘а́рӣ|ал-А́ш‘арӣ]]. |
+ | [[Категория:Исламоведение]] |
Текущая версия на 00:44, 25 декабря 2021
Ал-Джубба̄́’ӣ (الجُبّائِي), Абӯ ‘А́лӣ Мух̣а́ммад ибн ‘Абд ал-Вахха̄́б (850-915) — представитель басрийских мутазили́тов. Родился в Джуббе, Хузестан, учился в Басре у Абӯ Йа‘к̣ӯ́ба Йӯсу́фа аш-Шах̣х̣а̄́ма и со временем сменил его на посту главы мутазили́тов Басры. Его учеником был Абӯ ал-Х̣асан ал-А́ш‘арӣ, изначально принадлежавший к школе мутазили́тского калама, но покинувший ее и создавший свою школу. Поскольку ни одно из сочинений ал-Дж. не дошло полностью, основным источником его взглядов остается книга ал-А́ш‘арӣ «О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву» (Мак̣āлāт ал-ислāмиййӣн ва их̮тилāф ал-мус̣аллӣн). Ал-Дж. разработал оригинальную концепцию божественной справедливости, отличавшуюся от концепции других мутазили́тов, и связанную с понятием божественной милости. Он считал, что Бог возлагает на человека веру, предполагая за нее божественную милость. Так, например, верующий, потерпевший несправедливость, может рассчитывать на божественное воздание, так как Бог справедлив и желает лучшего людям. Но это воздаяние есть милость, а не обязанность Бога.
См. также: мутазили́ты, кала́м, ашари́ты, ал-А́ш‘арӣ.