Ас-Сарра̄́дж: различия между версиями
St008113 (обсуждение | вклад) |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Ас-Сарра̄́дж''' (أَبُو نَصْرٍ عَبْدُ اللهِ بْنُ عَلِيٍّ السَّرَّاجُ), Абӯ́ Нас̣р ‘Абдулла̄́х ибн ‘А̄лӣ́ (ум. 988), автор одного из ранних трактатов о суфийской науке «Самое насущное в суфизме» (ал-Лу́ма‘ фи-т-тас̣а́ввуф). Уроженец г. Тус в иранской провинции Хорасан, С. посетил, Ирак, Сирию и Египет, встречаясь с суфийским учителями и собирая суфийские предания. В отличие от своих предшественников, которых интересовали прежде всего личности и высказывания ранних мусульманских аскетов и подвижников, С. тщательно классифицировал и анализировал собранные сведения, заложив тем самым основы суфийской науки (‘илм ат-тас̣а́ввуф). Не ограничиваясь защитой суфи́зма от его критиков, С. изобразил суфиев в качестве истинных наследников Пророка, которые благодаря чистоте своих помыслов и высоким морально-этическим установкам обретают доступ к истинным смыслам (х̣ак̣а̄́’ик̣) божественного откровения. Эта черта ставит суфиев выше как собирателей пророческих преданий (мух̣аддис̱ӯ́на), так и правоведов (фук̣аха̄́’), которые толкуют эти предания буквально (наряду с Кора́ном) и применяют их к конкретным жизненным ситуациям и юридическим казусам. Трактат С. содержит описания «стоянок» (мак̣а̄ма̄́т) и «состояний» (ах̣ва̄́л) суфийского пути, правил поведения су́фиев, их понимания Кора́на и су́нны Пророка, а также ошибок, которых должны избегать верующие, вступающие на суфийский путь. С. не боится обсуждать и спорные моменты суфийской традиции, в частности, слушание музыки и экстатические высказывания мистиков, «опьяненных» близостью с Богом. Книгу С. можно по праву считать одним из первых учебников суфи́зма, наряду с аналогичными сочинениями ал-Кала̄ба̄́зӣ, ас-Су́ламӣ, ал-К̣уша́йрӣ и ал-Худжвӣ́рӣ. | '''Ас-Сарра̄́дж''' (أَبُو نَصْرٍ عَبْدُ اللهِ بْنُ عَلِيٍّ السَّرَّاجُ), Абӯ́ Нас̣р ‘Абдулла̄́х ибн ‘А̄лӣ́ (ум. 988), автор одного из ранних трактатов о суфийской науке «Самое насущное в суфизме» (ал-Лу́ма‘ фи-т-тас̣а́ввуф). Уроженец г. Тус в иранской провинции Хорасан, С. посетил, Ирак, Сирию и Египет, встречаясь с суфийским учителями и собирая суфийские предания. В отличие от своих предшественников, которых интересовали прежде всего личности и высказывания ранних мусульманских аскетов и подвижников, С. тщательно классифицировал и анализировал собранные сведения, заложив тем самым основы суфийской науки (‘илм ат-тас̣а́ввуф). Не ограничиваясь защитой суфи́зма от его критиков, С. изобразил суфиев в качестве истинных наследников Пророка, которые благодаря чистоте своих помыслов и высоким морально-этическим установкам обретают доступ к истинным смыслам (х̣ак̣а̄́’ик̣) божественного откровения. Эта черта ставит суфиев выше как собирателей пророческих преданий (мух̣аддис̱ӯ́на), так и правоведов (фук̣аха̄́’), которые толкуют эти предания буквально (наряду с Кора́ном) и применяют их к конкретным жизненным ситуациям и юридическим казусам. Трактат С. содержит описания «стоянок» (мак̣а̄ма̄́т) и «состояний» (ах̣ва̄́л) суфийского пути, правил поведения су́фиев, их понимания Кора́на и су́нны Пророка, а также ошибок, которых должны избегать верующие, вступающие на суфийский путь. С. не боится обсуждать и спорные моменты суфийской традиции, в частности, слушание музыки и экстатические высказывания мистиков, «опьяненных» близостью с Богом. Книгу С. можно по праву считать одним из первых учебников суфи́зма, наряду с аналогичными сочинениями ал-Кала̄ба̄́зӣ, ас-Су́ламӣ, ал-К̣уша́йрӣ и ал-Худжвӣ́рӣ. | ||
− | См. также: [[суфи́зм]], [[ | + | См. также: [[суфи́зм]], [[мух̣а́ддис̱]], [[факи́х]], [[мак̣а̄́м]], [[х̣а̄л]], [[х̣ак̣ӣ́к̣а]], [[су́нна]], [[Ас-Су́ламӣ|ас-Су́ламӣ]], [[Ал-К̣уша́йрӣ|ал-К̣уша́йрӣ]]. |
[[Категория:Исламоведение]] | [[Категория:Исламоведение]] |
Текущая версия на 23:04, 24 декабря 2021
Ас-Сарра̄́дж (أَبُو نَصْرٍ عَبْدُ اللهِ بْنُ عَلِيٍّ السَّرَّاجُ), Абӯ́ Нас̣р ‘Абдулла̄́х ибн ‘А̄лӣ́ (ум. 988), автор одного из ранних трактатов о суфийской науке «Самое насущное в суфизме» (ал-Лу́ма‘ фи-т-тас̣а́ввуф). Уроженец г. Тус в иранской провинции Хорасан, С. посетил, Ирак, Сирию и Египет, встречаясь с суфийским учителями и собирая суфийские предания. В отличие от своих предшественников, которых интересовали прежде всего личности и высказывания ранних мусульманских аскетов и подвижников, С. тщательно классифицировал и анализировал собранные сведения, заложив тем самым основы суфийской науки (‘илм ат-тас̣а́ввуф). Не ограничиваясь защитой суфи́зма от его критиков, С. изобразил суфиев в качестве истинных наследников Пророка, которые благодаря чистоте своих помыслов и высоким морально-этическим установкам обретают доступ к истинным смыслам (х̣ак̣а̄́’ик̣) божественного откровения. Эта черта ставит суфиев выше как собирателей пророческих преданий (мух̣аддис̱ӯ́на), так и правоведов (фук̣аха̄́’), которые толкуют эти предания буквально (наряду с Кора́ном) и применяют их к конкретным жизненным ситуациям и юридическим казусам. Трактат С. содержит описания «стоянок» (мак̣а̄ма̄́т) и «состояний» (ах̣ва̄́л) суфийского пути, правил поведения су́фиев, их понимания Кора́на и су́нны Пророка, а также ошибок, которых должны избегать верующие, вступающие на суфийский путь. С. не боится обсуждать и спорные моменты суфийской традиции, в частности, слушание музыки и экстатические высказывания мистиков, «опьяненных» близостью с Богом. Книгу С. можно по праву считать одним из первых учебников суфи́зма, наряду с аналогичными сочинениями ал-Кала̄ба̄́зӣ, ас-Су́ламӣ, ал-К̣уша́йрӣ и ал-Худжвӣ́рӣ.
См. также: суфи́зм, мух̣а́ддис̱, факи́х, мак̣а̄́м, х̣а̄л, х̣ак̣ӣ́к̣а, су́нна, ас-Су́ламӣ, ал-К̣уша́йрӣ.