Ал-К̣уша́йрӣ
Ал-К̣уша́йрӣ (عَبْدُ الكَرِيمِ بْنُ هَوَازِنَ القُشَيْرِيُّ), ‘Абд ал-Карӣ́м ибн Хаваза̄́н ал-К̣уша́йрӣ (986 – 1072), мух̣а́ддис̱, богослов-ашарит, су́фий и толкователь Кора́на, известный прежде всего как автор классического суфийского трактата «Кушайриево послание о суфийской науке» (ар-Риса̄́ла ал-к̣ушайрӣ́йа фӣ ‘илм ат-тас̣а́ввуф). Уроженец семьи землевладельцев из провинции Хорасан в Иране, он возводил свою родословную к аравийскому племени к̣ушайр, которое прияло активное участие в арабском завоевании Ирана. Юность К. прошла в крупнейшем городе Хорасана Нишапуре, его он получил солидное богословское и юридическое образование под руководством лучших местных религиозных авторитетов. Наибольшее влияние на него оказал суфийский шейх и ашаритский богослов Абӯ ‘А́лӣ ад-Дак̣к̣а̄́к̣ (ум. ок. 1015). К. стал его любимым учеником, женился на его дочери, а впоследствии унаследовал созданную учителем богословско-суфийскую школу (ма́драса). На пике своей карьеры шафии́т К. подвергся гонениям со стороны ханафи́тов Нишапура, которые пользовались поддержкой сельджукского вези́ря ал-Кӯндӯ́рӣ (ум. 1064). К. был заключен в тюрьму, но вскоре освобожден своими сторонниками и бежал в Багдад, где преподавал хади́сы при дворе хали́фа ал-К̣а̄́’има. Вернувшись в Нишапур после казни ал-Кӯндӯ́рӣ, К. много писал и преподавал. Ему принадлежит около 30 сочинений по различным отраслям богословия, хади́сам, юриспруденции и экзегетике, включая аллегорико-мистический комментарий к Корану. Знаменитое «Кушайриево послание» ставит своей целью продемонстрировать полное соответствие принципов суфи́зма догматам суннитского ислама в его ашаритской интерпретации. Оно опирается на труды ас-Сарра̄́джа и ас-Су́ламӣ, но имеет более четкую структуру, что делает его удобным пособием для обучения начинающих принципам суфизма. Помимо богословского кредо с точки зрения ашаризма, «Послание» включает в себя биографии ранних су́фиев, объяснение суфийских терминов, основных стоянок и состояний суфийского пути, а также ритуалов и практик суфи́зма, включая слушание музыки и мистических песнопений (сама̄́‘). «Кушайриево послание» переведено на многие восточные и западные языки и используется как учебник суфи́зма и по сей день.
См. также: суфи́зм, ма́драса, ашари́ты, ханафи́ты, х̣а̄л, мак̣а̄́м, тарика́т, сама̄́‘, ас-Сарра̄́дж, ас-Су́ламӣ.