Ал-Джубба̄́’ӣ: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
(Новая страница: «'''Ал-Джубба̄́’ӣ''' (الجُبّائِي‎), Абӯ ‘А́лӣ Мух̣а́ммад ибн ‘Абд ал-Вахха̄́б (850-915) — пред...»)
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
См. также: [[мутазили́ты]], [[кала́м]], [[ашари́ты]], [[ал-Аш‘а́рӣ]].
 
См. также: [[мутазили́ты]], [[кала́м]], [[ашари́ты]], [[ал-Аш‘а́рӣ]].
 +
[[Категория:Исламоведение]]

Версия 19:21, 28 октября 2021

Ал-Джубба̄́’ӣ (الجُبّائِي‎), Абӯ ‘А́лӣ Мух̣а́ммад ибн ‘Абд ал-Вахха̄́б (850-915) — представитель басрийских мутазили́тов. Родился в Джуббе, Хузестан, учился в Басре у Абӯ Йа‘к̣ӯ́ба Йӯсу́фа аш-Шах̣х̣а̄́ма и со временем сменил его на посту главы мутазили́тов Басры. Его учеником был Абӯ ал-Х̣асан ал-Аш‘а́рӣ, изначально принадлежавший к школе мутазили́тского калама, но покинувший ее и создавший свою школу. Поскольку ни одно из сочинений ал-Дж. не дошло полностью, основным источником его взглядов остается книга ал-Аш‘а́рӣ «О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву» (Мак̣āлāт ал-ислāмиййӣн ва их̮тилāф ал-мус̣аллӣн). Ал-Дж. разработал оригинальную концепцию божественной справедливости, отличавшуюся от концепции других мутазили́тов, и связанную с понятием божественной милости. Он считал, что Бог возлагает на человека веру, предполагая за нее божественную милость. Так, например, верующий, потерпевший несправедливость, может рассчитывать на божественное воздание, так как Бог справедлив и желает лучшего людям. Но это воздаяние есть милость, а не обязанность Бога.

См. также: мутазили́ты, кала́м, ашари́ты, ал-Аш‘а́рӣ.