Ал-А́ш‘арӣ: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
(Новая страница: «'''Ал-Аш‘а́рӣ''' (الأَشْعَرِيُّ‎), Абӯ ал-Х̣асан (873/874-935/936) — мусульманский теолог, основоп...»)
 
Строка 4: Строка 4:
  
 
См. также: [[ашари́ты]], [[кала́м]], [[ка́сб]], [[г̣айб]], [[мутазили́ты]], [[матуриди́ты]], [[ал-Джубба̄́’ӣ]], [[Ал-Мāтурӣ́дӣ]].
 
См. также: [[ашари́ты]], [[кала́м]], [[ка́сб]], [[г̣айб]], [[мутазили́ты]], [[матуриди́ты]], [[ал-Джубба̄́’ӣ]], [[Ал-Мāтурӣ́дӣ]].
 +
[[Категория:Исламоведение]]

Версия 19:21, 28 октября 2021

Ал-Аш‘а́рӣ (الأَشْعَرِيُّ‎), Абӯ ал-Х̣асан (873/874-935/936) — мусульманский теолог, основоположник школы кала́ма, названной его именем. Родился в Басре, был учеником ал-Джубба̄́’ӣ - главы мутазили́тов Басры, и мог заменить его на этом посту, однако в возрасте 40 лет отошел от мутазилитского кала́ма и стал выступать с критикой этой школы, выразившейся, в частности, в его сочинении «Проблески» (Китāб ал-Лума‘). Ранее, еще будучи мутазили́том, ал-А. написал сочинение «О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву» (Мак̣āлāт ал-ислāмиййӣн ва их̮тилāф ал-мус̣аллӣн), которое является одним из важных источников для понимания истории развития мутазилитского кала́ма. Разорвав отношения с этой школой, ал-А. видел свою задачу в том, чтобы при помощи рациональной аргументации мутазили́тов обосновать свою новую позицию, которую можно характеризовать как промежуточную между взглядами мутазили́тов и суннитов-традиционалистов. Он стремился найти баланс между верой и разумом, однако доводы разума должны были подчиняться положениям веры. По наиболее важным богословским вопросам ал-А. постарался выработать компромиссную позицию. Так, говоря об атрибутах Бога, он признавал, что Он обладает всеми атрибутами, описанными в Коране, но они должны быть приняты на веру и пониматься с учетом их уникальности применимо к Богу. В вопросе о свободе человеческой воли и божественном предопределении ал-А. использовал понятие «касб» (присвоение), подразумевая, что Бог является творцом всех поступков человека, тогда как человек присваивает тот или иной поступок, исходя из своих знаний и опыта, за что и несет ответственность. Отвечая на вопрос о природе Корана, ал-А. подчеркивал извечный смысл Корана, но признавал временность его выражения в словах и звуках. Рассуждая о срединной позиции (ал-манзила байн ал-манзилатайн), ал-А. придерживался мнения о том, что мусульман, совершивший тяжелый грех, остается верующим, но подлежит наказанию адским огнем.

После переселения из Басры в Багдад, ал-А. собрал вокруг себя группу учеников, которые продолжили развивать его учение и считались представителями школы ашари́тского калама, однако нередко расходились с ним во взглядах.

См. также: ашари́ты, кала́м, ка́сб, г̣айб, мутазили́ты, матуриди́ты, ал-Джубба̄́’ӣ, Ал-Мāтурӣ́дӣ.