Мӯ́са̄

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск

Мӯ́са̄ (مُوسَى) — коранический персонаж, праведник и пророк. Соответствует библейскому Моисею. М. – один из наиболее часто упоминаемых персонажей Корана, и один из наиболее почитаемых мусульманами пророков, ему было ниспослано писание – ат-Таура̄́т (Тора). История М. в общих чертах повторяет библейское повествование и наполняет его яркими и запоминающимися деталями, часть из которых имеет параллели в более поздней иудейской традиции. Мать М., спасая его от преследований со стороны египетского правителя Фараона (Фир‘а́ун), убивавшего еврейских младенцев, положила его колыбель в реку. Эту колыбель нашла жена Фараона, А̄́сийа̄, которая спасла младенца. М. вырос в доме Фараона, однако, заступившись в драке за своего соплеменника, был вынужден покинуть Египет. В местности под названием Ма́дйан М. встретил двух девушек у колодца, помог им набрать воду и впоследствии женился на одной из них, после чего много лет работал на ее отца. Затем М. с семьей покинул эту местность, и в дороге увидел огненный куст. Подойдя к нему, М. предстал перед Богом, который приказал ему вернуться в Египет и вывести оттуда евреев. М., заручившись поддержкой своего брата, которого звали Ха̄рӯ́н, прибыл в Египет и потребовал у Фараона отпустить евреев, продемонстрировав чудеса: его рука покрывалась проказой, а затем мгновенно исцелялась, а посох превращался в змею. Однако Фараон отказался выполнить требование М., что навлекло на Египет череду божественных кар. Затем Бог приказал М. вывести евреев из Египта по дну моря, воды которого чудесным образом расступились. Погнавшийся за ними Фараон утонул. После этого М. странствовал с евреями по пустыне, где на горе Синай получил от Бога Писание (ат-Таура̄́т) и Различение [между истиной и ложью] (ал-Фурк̣а̄́н). Однако евреи с неохотой подчинялись приказаниям М. и даже сотворили себе идола – золотого тельца, нарушив принцип единобожия. М. уговаривал евреев отправиться дальше в путь, однако они продолжили свое странствие и прибыли в обетованную землю только после смерти М. Рассказ о М. играет важную роль в исламском богословии, поскольку поднимает вопрос об атрибутах Бога, в также о возможности лицезреть его и разговаривать с ним лицом к лицу. История пророческой миссии М. является архетипической и в значительной степени соотносится с жизненным путем самого пророка Муха́ммада, а своевольное и жестокое поведение Фараона и его приближенных стало в исламской социальной и политической мысли хрестоматийным примером тиранической власти.

См. также: Кора́ннабӣ́расӯ́л, Муха́ммад, ат-Таура̄́т, Ха̄рӯ́н, Фир‘а́ун, Кала́м, ташбӣ́х, танзӣ́х, с̣и́фа.