Х̣а́сан ас̣-С̣абба̄́х: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
'''Х̣а́сан ас̣-С̣абба̄́х''' (حَسَنٌ الصَبَّاحُ) (1090-1124) – лидер исмаили́тского призыва в Иране, основатель государства исмаили́тов-низари́тов с центром в горной крепости Аламут. Х.С̣. родился в Куме в семье шии́тов-имами́тов. Впоследствии семья переехала в Рей, где Х.С̣. перешел в исмаили́зм. Он три года учился в Фатими́дском Египте, а после возвращения в Иран посвятил себя исмаили́тскому призыву во владениях Великих Сельджу́кидов (годы правления: 1038-1157). В 1090 г. Х.С̣. захватил горную крепость Аламут, что ознаменовало начало открытого противостояния Сельджу́кидам, которые были защитниками суннитского ислама и стремились уничтожить династию Фатими́дов (годы правления: 909-1171). В 1094 г. в династии Фатими́дов произошел раскол: после смерти има́ма-хали́фа ал-Муста́нс̣ира (годы правления: 1036-1094) одни поддержали старшего сына ал-Муста́нс̣ира – Низа̄́ра (ум. 1095), а другие – младшего сына по имени ал-Муста‘лӣ́ (годы правления: 1094-1101). Х.С̣. был на стороне Низа̄́ра и после прихода к власти ал-Муста‘лӣ́ разорвал отношения с Фатими́дами и утвердил независимый призыв от имени низари́тских има́мов. Х.С̣. считался представителем (х̣у́джжа) сокрытого има́ма Низа̄́ра. Он был не только стратегом и организатором, но и богословом. Так, Х.С̣. доработал шиитскую доктрину о поучении (та‘лӣ́м) наделенного авторитетом наставника, «имама времени» и изложил ее положения в сочинении «Четыре раздела» (ал-Фусӯ́л ал-а́рба‘а), изначально написанном на персидском языке. Эта доктрина стала основной в учении исмаили́тов-низари́тов.
+
'''Х̣а́сан ас̣-С̣абба̄́х''' (حَسَنٌ الصَّبَّاحُ) (1090-1124) – лидер исмаили́тского призыва в Иране, основатель государства исмаили́тов-низари́тов с центром в горной крепости Аламут. Х.С̣. родился в Куме в семье шии́тов-имами́тов. Впоследствии семья переехала в Рей, где Х.С̣. перешел в исмаили́зм. Он три года учился в Фатими́дском Египте, а после возвращения в Иран посвятил себя исмаили́тскому призыву во владениях Великих Сельджу́кидов (годы правления: 1038-1157). В 1090 г. Х.С̣. захватил горную крепость Аламут, что ознаменовало начало открытого противостояния Сельджу́кидам, которые были защитниками суннитского ислама и стремились уничтожить династию Фатими́дов (годы правления: 909-1171). В 1094 г. в династии Фатими́дов произошел раскол: после смерти има́ма-хали́фа ал-Муста́нс̣ира (годы правления: 1036-1094) одни поддержали старшего сына ал-Муста́нс̣ира – Низа̄́ра (ум. 1095), а другие – младшего сына по имени ал-Муста‘лӣ́ (годы правления: 1094-1101). Х.С̣. был на стороне Низа̄́ра и после прихода к власти ал-Муста‘лӣ́ разорвал отношения с Фатими́дами и утвердил независимый призыв от имени низари́тских има́мов. Х.С̣. считался представителем (х̣у́джжа) сокрытого има́ма Низа̄́ра. Он был не только стратегом и организатором, но и богословом. Так, Х.С̣. доработал шиитскую доктрину о поучении (та‘лӣ́м) наделенного авторитетом наставника, «имама времени» и изложил ее положения в сочинении «Четыре раздела» (ал-Фусӯ́л ал-а́рба‘а), изначально написанном на персидском языке. Эта доктрина стала основной в учении исмаили́тов-низари́тов.
  
 
См. также: [[има́м]], [[имами́ты]], [[исмаили́ты]], [[да́‘ва]], [[х̣у́джжа]], [[ма́хди]], [[к̣а̄́’им]], [[Фатими́ды]], [[шии́ты]], [[Низа̄́р ибн ал-Муста́нс̣ир]].
 
См. также: [[има́м]], [[имами́ты]], [[исмаили́ты]], [[да́‘ва]], [[х̣у́джжа]], [[ма́хди]], [[к̣а̄́’им]], [[Фатими́ды]], [[шии́ты]], [[Низа̄́р ибн ал-Муста́нс̣ир]].
 
[[Категория:Исламоведение]]
 
[[Категория:Исламоведение]]

Текущая версия на 00:50, 25 декабря 2021

Х̣а́сан ас̣-С̣абба̄́х (حَسَنٌ الصَّبَّاحُ) (1090-1124) – лидер исмаили́тского призыва в Иране, основатель государства исмаили́тов-низари́тов с центром в горной крепости Аламут. Х.С̣. родился в Куме в семье шии́тов-имами́тов. Впоследствии семья переехала в Рей, где Х.С̣. перешел в исмаили́зм. Он три года учился в Фатими́дском Египте, а после возвращения в Иран посвятил себя исмаили́тскому призыву во владениях Великих Сельджу́кидов (годы правления: 1038-1157). В 1090 г. Х.С̣. захватил горную крепость Аламут, что ознаменовало начало открытого противостояния Сельджу́кидам, которые были защитниками суннитского ислама и стремились уничтожить династию Фатими́дов (годы правления: 909-1171). В 1094 г. в династии Фатими́дов произошел раскол: после смерти има́ма-хали́фа ал-Муста́нс̣ира (годы правления: 1036-1094) одни поддержали старшего сына ал-Муста́нс̣ира – Низа̄́ра (ум. 1095), а другие – младшего сына по имени ал-Муста‘лӣ́ (годы правления: 1094-1101). Х.С̣. был на стороне Низа̄́ра и после прихода к власти ал-Муста‘лӣ́ разорвал отношения с Фатими́дами и утвердил независимый призыв от имени низари́тских има́мов. Х.С̣. считался представителем (х̣у́джжа) сокрытого има́ма Низа̄́ра. Он был не только стратегом и организатором, но и богословом. Так, Х.С̣. доработал шиитскую доктрину о поучении (та‘лӣ́м) наделенного авторитетом наставника, «имама времени» и изложил ее положения в сочинении «Четыре раздела» (ал-Фусӯ́л ал-а́рба‘а), изначально написанном на персидском языке. Эта доктрина стала основной в учении исмаили́тов-низари́тов.

См. также: има́м, имами́ты, исмаили́ты, да́‘ва, х̣у́джжа, ма́хди, к̣а̄́’им, Фатими́ды, шии́ты, Низа̄́р ибн ал-Муста́нс̣ир.