Ах̣кā́м: различия между версиями
St008113 (обсуждение | вклад) |
St043074 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Ах̣кā́м''' (أَحْکَامٌ) — мн. ч. от х̣укм, решение, суждение. В Кора́не термин встречается в единственном числе и используется в значении «божественное суждение», «божественный приговор», «божественное предопределение (или мудрость)» (3:79; 14:16; 9:10). Хотя окончательное право выносить А. принадлежит Богу, он может передать свои полномочия пророкам. В их отсутствие полномочия берут на себя сведущие в религии люди (‘уламā́’). Поскольку в Кора́не правление (х̣укм) Муха́ммада противопоставляется подчинению аравитян языческим законам (5:50), этот термин может быть понят также как указание на политическую власть человека или государства. В более узком, юридическом смысле х̣укм — это суждение или решение судьи (ка́ди) по конкретному делу. Как жанр богословской литературы А. означает сумму правил или установлений, связанных с определенной сферой деятельности, например с «правилами управления [государством]» (ал-ах̣кā́м ас-султ̣а̄нӣ́йа). В области правоведения А. является синонимом позитивного права (фурӯ́‘) в отличие от юридической теории (ус̣ӯ́л) и обозначает применение правовых норм к конкретным правовым казусам. | '''Ах̣кā́м''' (أَحْکَامٌ) — мн. ч. от х̣укм, решение, суждение. В Кора́не термин встречается в единственном числе и используется в значении «божественное суждение», «божественный приговор», «божественное предопределение (или мудрость)» (3:79; 14:16; 9:10). Хотя окончательное право выносить А. принадлежит Богу, он может передать свои полномочия пророкам. В их отсутствие полномочия берут на себя сведущие в религии люди (‘уламā́’). Поскольку в Кора́не правление (х̣укм) Муха́ммада противопоставляется подчинению аравитян языческим законам (5:50), этот термин может быть понят также как указание на политическую власть человека или государства. В более узком, юридическом смысле х̣укм — это суждение или решение судьи (ка́ди) по конкретному делу. Как жанр богословской литературы А. означает сумму правил или установлений, связанных с определенной сферой деятельности, например с «правилами управления [государством]» (ал-ах̣кā́м ас-султ̣а̄нӣ́йа). В области правоведения А. является синонимом позитивного права (фурӯ́‘) в отличие от юридической теории (ус̣ӯ́л) и обозначает применение правовых норм к конкретным правовым казусам. | ||
− | См. также: [[ | + | См. также: [[‘Улама̄́’|‘улама̄́’]], [[фикх]], [[фурӯ́‘ ал-фик̣х]], [[ус̣ӯ́л ал-фик̣х]], [[ка́ди]], [[Кора́н]], [[Муха́ммад]]. |
Версия 10:38, 12 февраля 2021
Ах̣кā́м (أَحْکَامٌ) — мн. ч. от х̣укм, решение, суждение. В Кора́не термин встречается в единственном числе и используется в значении «божественное суждение», «божественный приговор», «божественное предопределение (или мудрость)» (3:79; 14:16; 9:10). Хотя окончательное право выносить А. принадлежит Богу, он может передать свои полномочия пророкам. В их отсутствие полномочия берут на себя сведущие в религии люди (‘уламā́’). Поскольку в Кора́не правление (х̣укм) Муха́ммада противопоставляется подчинению аравитян языческим законам (5:50), этот термин может быть понят также как указание на политическую власть человека или государства. В более узком, юридическом смысле х̣укм — это суждение или решение судьи (ка́ди) по конкретному делу. Как жанр богословской литературы А. означает сумму правил или установлений, связанных с определенной сферой деятельности, например с «правилами управления [государством]» (ал-ах̣кā́м ас-султ̣а̄нӣ́йа). В области правоведения А. является синонимом позитивного права (фурӯ́‘) в отличие от юридической теории (ус̣ӯ́л) и обозначает применение правовых норм к конкретным правовым казусам.
См. также: ‘улама̄́’, фикх, фурӯ́‘ ал-фик̣х, ус̣ӯ́л ал-фик̣х, ка́ди, Кора́н, Муха́ммад.