Ах̣кā́м: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
м
Строка 1: Строка 1:
'''Ах̣ка̄́м''' (أَحْکَامٌ) — мн. ч. от х̣укм, решение, суждение. В Кора́не термин встречается в единственном числе и используется в значении «божественное суждение», «божественный приговор», «божественное предопределение (или мудрость)» (3:79; 14:16; 9:10). Хотя окончательное право выносить А. принадлежит Богу, он может передать свои полномочия пророкам. В их отсутствие полномочия берут на себя сведущие в религии люди (‘улама̄’). Поскольку в Кора́не правление (х̣укм) Муха́ммада противопоставляется подчинению аравитян языческим законам (5:50), этот термин может быть понят также как указание на политическую власть человека или государства. В более узком, юридическом смысле х̣укм — это суждение или решение судьи (ка́ди) по конкретному делу. Как жанр богословской литературы А. означает сумму правил или установлений, связанных с определенной сферой деятельности, например с «Правилами управления [государством]» (ал-ах̣ка̄́м ас-султ̣а̄нӣ́йа). В области правоведения А. является синонимом позитивного права (фурӯ́‘) в отличие от юридической теории (ус̣ӯ́л) и обозначает применение правовых норм к конкретным правовым казусам.
+
'''Ах̣ка̄́м''' (أَحْکَامٌ) — мн. ч. от х̣укм, решение, суждение. В Кора́не термин встречается в единственном числе и используется в значении «божественное суждение», «божественный приговор», «божественное предопределение (или мудрость)» (3:79; 14:16; 9:10). Хотя окончательное право выносить А. принадлежит Богу, он может передать свои полномочия пророкам. В их отсутствие полномочия берут на себя сведущие в религии люди (‘улама̄’). Поскольку в Кора́не правление (х̣укм) Муха́ммада противопоставляется подчинению аравитян языческим законам (5:50), этот термин может быть понят также как указание на политическую власть человека или государства. В более узком, юридическом смысле х̣укм — это суждение или решение судьи (ка́ди) по конкретному делу. Как жанр богословской литературы А. означает сумму правил или установлений, связанных с определенной сферой деятельности, например с «правилами управления [государством]» (ал-ах̣ка̄́м ас-султ̣а̄нӣ́йа). В области правоведения А. является синонимом позитивного права (фурӯ́‘) в отличие от юридической теории (ус̣ӯ́л) и обозначает применение правовых норм к конкретным правовым казусам.
  
 
См. также: [[‘улама̄’]], [[фикх]], [[фурӯ́‘ ал-фик̣х]], [[ус̣ӯ́л ал-фик̣х]], [[ка́ди]], [[Кора́н]], [[Муха́ммад]].
 
См. также: [[‘улама̄’]], [[фикх]], [[фурӯ́‘ ал-фик̣х]], [[ус̣ӯ́л ал-фик̣х]], [[ка́ди]], [[Кора́н]], [[Муха́ммад]].

Версия 02:01, 4 февраля 2021

Ах̣ка̄́м (أَحْکَامٌ) — мн. ч. от х̣укм, решение, суждение. В Кора́не термин встречается в единственном числе и используется в значении «божественное суждение», «божественный приговор», «божественное предопределение (или мудрость)» (3:79; 14:16; 9:10). Хотя окончательное право выносить А. принадлежит Богу, он может передать свои полномочия пророкам. В их отсутствие полномочия берут на себя сведущие в религии люди (‘улама̄’). Поскольку в Кора́не правление (х̣укм) Муха́ммада противопоставляется подчинению аравитян языческим законам (5:50), этот термин может быть понят также как указание на политическую власть человека или государства. В более узком, юридическом смысле х̣укм — это суждение или решение судьи (ка́ди) по конкретному делу. Как жанр богословской литературы А. означает сумму правил или установлений, связанных с определенной сферой деятельности, например с «правилами управления [государством]» (ал-ах̣ка̄́м ас-султ̣а̄нӣ́йа). В области правоведения А. является синонимом позитивного права (фурӯ́‘) в отличие от юридической теории (ус̣ӯ́л) и обозначает применение правовых норм к конкретным правовым казусам.

См. также: ‘улама̄’, фикх, фурӯ́‘ ал-фик̣х, ус̣ӯ́л ал-фик̣х, ка́ди, Кора́н, Муха́ммад.