‘Ус̱ма̄́н: различия между версиями
St027576 (обсуждение | вклад) |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''‘Ус̱ма̄́н''' (عُثْمَانُ) ибн ‘Аффа̄́н — один из сподвижников пророка | + | '''‘Ус̱ма̄́н''' (عُثْمَانُ بْنُ عَفَّانٍ) ‘Ус̱ма̄́н ибн ‘Аффа̄́н — один из сподвижников пророка Муха́ммада, видный деятель раннего ислама, третий пра́ведный хали́ф по мнению суннитов. Происходил из богатого и влиятельного клана ума́ййа племени к̣урайш, занимался торговлей. Являлся одним из первых последователей Муха́ммада, после принятия ислама некоторое время скрывал свою принадлежность к общине мусульман, тайно помогая ей. Был женат на дочерях пророка. Вместе с группой мусульман совершил первую хи́джру в Эфиопию, после переезда Муха́ммада и общины мусульман в Йа́с̱риб (Медину) вернулся в Аравию и присоединился к ним. После смерти хали́фа Омара (‘У́мара) в 644 г. совет (шӯ́ра̄) объявил У. следующим хали́фом. Его правление ознаменовалось унификацией текста Кора́на, при этом выбранный способ вызвал недовольство ряда видных сподвижников пророка и рядовых мусульман: по всему халифа́ту изымались коранические рукописи, которые затем сводились в единый унифицированный текст. Этот текст был затем размножен и разослан по основным центрам государства вместо оригинальных манускриптов, впоследствии уничтоженных. Работой по сведению воедино коранических текстов руководил Зайд ибн С̱а̄́бит. Недовольство вызывали и другие поступки У., в частности – его тяга к роскоши и личному обогащению. Все это привело к тому, что во второй половине его правления на окраинах халифа́та, где концентрировалось большое число воинов-сподвижников пророка из числа первых мусульман, вспыхивали мятежи. Когда к У. прибыла группа мусульман из Египта, недовольных его политикой, он заверил их в безопасности и отослал обратно. Вскоре среди египтян прошел слух о том, что было перехвачено письмо наместнику Египта, в котором У. приказывал казнить вернувшихся от него членов делегации. После этого воины снова направились в Медину и, поддержанные местными недовольными, осадили У. в его доме. После непродолжительной осады они, возглавляемые сыном Абӯ́ Бакра ‘Абдалла̄́хом, ворвались в дом У. и убили его. По легенде, кровь У. пролилась на рукопись Кора́на, и в наши дни в разных частях исламского мира хранится несколько древних коранических манускриптов, про каждый из которых утверждают, что это тот самый Кора́н. Убийство У. положило начало первой фи́тне в халифа́те. |
− | См. также: [[хали́ф]], [[пра́ведные хали́фы]], [[халифа́т]], [[Муха́ммад]], [[Кора́н]], [[Абӯ́ Ба́кр]], [[‘У́мар]], [[‘А́лӣ ибн Абӣ Т̣а̄́либ]], [[хи́джра]], [[шии́ты]], [[сунни́ты]], [[первая фи́тна]], [[шӯ́ра̄]]. | + | См. также: [[хали́ф]], [[пра́ведные хали́фы]], [[халифа́т]], [[Муха́ммад]], [[Кора́н]], [[Абӯ́ Ба́кр|Абӯ́ Бакр]], [[‘У́мар]], [[‘А́лӣ ибн Абӣ Т̣а̄́либ|‘Алӣ́ ибн Абӣ Т̣а̄́либ]], [[хи́джра]], [[шии́ты]], [[сунни́ты]], [[первая фи́тна|пе́рвая фи́тна]], [[шӯ́ра̄]]. |
[[Категория:Исламоведение]] | [[Категория:Исламоведение]] |
Текущая версия на 01:02, 25 декабря 2021
‘Ус̱ма̄́н (عُثْمَانُ بْنُ عَفَّانٍ) ‘Ус̱ма̄́н ибн ‘Аффа̄́н — один из сподвижников пророка Муха́ммада, видный деятель раннего ислама, третий пра́ведный хали́ф по мнению суннитов. Происходил из богатого и влиятельного клана ума́ййа племени к̣урайш, занимался торговлей. Являлся одним из первых последователей Муха́ммада, после принятия ислама некоторое время скрывал свою принадлежность к общине мусульман, тайно помогая ей. Был женат на дочерях пророка. Вместе с группой мусульман совершил первую хи́джру в Эфиопию, после переезда Муха́ммада и общины мусульман в Йа́с̱риб (Медину) вернулся в Аравию и присоединился к ним. После смерти хали́фа Омара (‘У́мара) в 644 г. совет (шӯ́ра̄) объявил У. следующим хали́фом. Его правление ознаменовалось унификацией текста Кора́на, при этом выбранный способ вызвал недовольство ряда видных сподвижников пророка и рядовых мусульман: по всему халифа́ту изымались коранические рукописи, которые затем сводились в единый унифицированный текст. Этот текст был затем размножен и разослан по основным центрам государства вместо оригинальных манускриптов, впоследствии уничтоженных. Работой по сведению воедино коранических текстов руководил Зайд ибн С̱а̄́бит. Недовольство вызывали и другие поступки У., в частности – его тяга к роскоши и личному обогащению. Все это привело к тому, что во второй половине его правления на окраинах халифа́та, где концентрировалось большое число воинов-сподвижников пророка из числа первых мусульман, вспыхивали мятежи. Когда к У. прибыла группа мусульман из Египта, недовольных его политикой, он заверил их в безопасности и отослал обратно. Вскоре среди египтян прошел слух о том, что было перехвачено письмо наместнику Египта, в котором У. приказывал казнить вернувшихся от него членов делегации. После этого воины снова направились в Медину и, поддержанные местными недовольными, осадили У. в его доме. После непродолжительной осады они, возглавляемые сыном Абӯ́ Бакра ‘Абдалла̄́хом, ворвались в дом У. и убили его. По легенде, кровь У. пролилась на рукопись Кора́на, и в наши дни в разных частях исламского мира хранится несколько древних коранических манускриптов, про каждый из которых утверждают, что это тот самый Кора́н. Убийство У. положило начало первой фи́тне в халифа́те.
См. также: хали́ф, пра́ведные хали́фы, халифа́т, Муха́ммад, Кора́н, Абӯ́ Бакр, ‘У́мар, ‘Алӣ́ ибн Абӣ Т̣а̄́либ, хи́джра, шии́ты, сунни́ты, пе́рвая фи́тна, шӯ́ра̄.