Абӯ́ Х̣анӣ́фа: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Абӯ́ Х̣анӣ́фа''' (أَبُو حَنِيفَةٍ النُعْمَانُ) Абӯ́ Х̣анӣ́фа ан-Ну‘ма̄́н (699-767) – правовед, богослов, основатель и эпоним ханафи́тской школы права. А.Х̣. родился в Куфе в семье состоятельного торговца-ма́ули, получил хорошее образование в области теологии и права, в частности слушал лекции по праву Х̣амма̄́да ибн Абӣ́ Сулайма̄́на (пер. пол. VIII в.), и после его смерти стал самым авторитетным знатоком фикха в городе. Ему приписывают богословское сочинение «Великий фикх» (ал-фикх ал-а́кбар), в котором рассматриваются вопросы единобожия, атрибутов Бога, свободы человеческой воли и божественного предопределения, соотношения веры и поступков, и в котором он предстает в качестве cунни́та-традиционалиста. В сфере права А.Х̣. основывался на личном суждении (ра’й) и применял к̣ийа̄́с, а также допускал использование норм обычного права (‘урф). На протяжении всей жизни А.Х̣. стремился сохранять независимость и отказывался от назначений на государственную службу. Основная версия его смерти связана с историей о том, что аббаси́дский халиф ал-Манс̣ӯ́р (годы правления: 754-775) пригласил А.Х̣. в Багдад на должность ка́ди, а когда тот отказался, приказал заточить его в тюрьму, где ученый вскоре скончался. Взгляды А.Х̣. получили распространение преимущественно благодаря его ученикам, в частности на него ссылались и цитировали в своих работах Абӯ́ Йӯ́суф и Мух̣а́ммад аш-Шайба̄́нӣ, которые способствовали дальнейшему развитию ханафи́тского ма́зхаба.
+
'''Абӯ́ Х̣анӣ́фа''' (أَبُو حَنِيفَةٍ النُّعْمَانُ) Абӯ́ Х̣анӣ́фа ан-Ну‘ма̄́н (699-767) – правовед, богослов, основатель и эпоним ханафи́тской школы права. А.Х̣. родился в Куфе в семье состоятельного торговца-ма́ули, получил хорошее образование в области теологии и права, в частности слушал лекции по праву Х̣амма̄́да ибн Абӣ́ Сулейма́на (пер. пол. VIII в.), и после его смерти стал самым авторитетным знатоком фикха в городе. Ему приписывают богословское сочинение «Великий фикх» (ал-фикх ал-а́кбар), в котором рассматриваются вопросы единобожия, атрибутов Бога, свободы человеческой воли и божественного предопределения, соотношения веры и поступков, и в котором он предстает в качестве cунни́та-традиционалиста. В сфере права А.Х̣. основывался на личном суждении (ра’й) и применял к̣ийа̄́с, а также допускал использование норм обычного права (‘урф). На протяжении всей жизни А.Х̣. стремился сохранять независимость и отказывался от назначений на государственную службу. Основная версия его смерти связана с историей о том, что аббаси́дский халиф ал-Манс̣ӯ́р (годы правления: 754-775) пригласил А.Х̣. в Багдад на должность ка́ди, а когда тот отказался, приказал заточить его в тюрьму, где ученый вскоре скончался. Взгляды А.Х̣. получили распространение преимущественно благодаря его ученикам, в частности на него ссылались и цитировали в своих работах Абӯ́ Йӯ́суф и Мух̣а́ммад аш-Шайба̄́нӣ, которые способствовали дальнейшему развитию ханафи́тского ма́зхаба.
  
 
См. также: [[Абӯ́ Йӯ́суф]], [[ма́зхаб]]; [[ханафи́ты]], [[фикх]], [[факи́х]], [[ма́уля]], [[ра’й]], [[к̣ийа̄́с]], [[‘Урф|‘урф]], [[ка́ди]], [[ал-Манс̣ӯ́р]], [[Аббаси́ды]].
 
См. также: [[Абӯ́ Йӯ́суф]], [[ма́зхаб]]; [[ханафи́ты]], [[фикх]], [[факи́х]], [[ма́уля]], [[ра’й]], [[к̣ийа̄́с]], [[‘Урф|‘урф]], [[ка́ди]], [[ал-Манс̣ӯ́р]], [[Аббаси́ды]].
 
[[Категория:Исламоведение]]
 
[[Категория:Исламоведение]]

Текущая версия на 00:52, 25 декабря 2021

Абӯ́ Х̣анӣ́фа (أَبُو حَنِيفَةٍ النُّعْمَانُ) Абӯ́ Х̣анӣ́фа ан-Ну‘ма̄́н (699-767) – правовед, богослов, основатель и эпоним ханафи́тской школы права. А.Х̣. родился в Куфе в семье состоятельного торговца-ма́ули, получил хорошее образование в области теологии и права, в частности слушал лекции по праву Х̣амма̄́да ибн Абӣ́ Сулейма́на (пер. пол. VIII в.), и после его смерти стал самым авторитетным знатоком фикха в городе. Ему приписывают богословское сочинение «Великий фикх» (ал-фикх ал-а́кбар), в котором рассматриваются вопросы единобожия, атрибутов Бога, свободы человеческой воли и божественного предопределения, соотношения веры и поступков, и в котором он предстает в качестве cунни́та-традиционалиста. В сфере права А.Х̣. основывался на личном суждении (ра’й) и применял к̣ийа̄́с, а также допускал использование норм обычного права (‘урф). На протяжении всей жизни А.Х̣. стремился сохранять независимость и отказывался от назначений на государственную службу. Основная версия его смерти связана с историей о том, что аббаси́дский халиф ал-Манс̣ӯ́р (годы правления: 754-775) пригласил А.Х̣. в Багдад на должность ка́ди, а когда тот отказался, приказал заточить его в тюрьму, где ученый вскоре скончался. Взгляды А.Х̣. получили распространение преимущественно благодаря его ученикам, в частности на него ссылались и цитировали в своих работах Абӯ́ Йӯ́суф и Мух̣а́ммад аш-Шайба̄́нӣ, которые способствовали дальнейшему развитию ханафи́тского ма́зхаба.

См. также: Абӯ́ Йӯ́суф, ма́зхаб; ханафи́ты, фикх, факи́х, ма́уля, ра’й, к̣ийа̄́с, ‘урф, ка́ди, ал-Манс̣ӯ́р, Аббаси́ды.