Ас-Сарра̄́дж: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
(Новая страница: «'''Ас-Сарра̄́дж''' (السَّرَّاجُ), Абӯ Нас̣р ‘Абдалла̄х ибн ‘А̄́лӣ (ум. 988), автор одного из р...»)
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
См. также: [[суфи́зм]], [[мух̣аддис̱]], [[факи́х]], [[мак̣а̄м]], [[х̣а̄л]], [[х̣ак̣ӣ́к̣а]], [[су́нна]], [[ас-Суламӣ]], [[ал-К̣ушайрӣ]].
 
См. также: [[суфи́зм]], [[мух̣аддис̱]], [[факи́х]], [[мак̣а̄м]], [[х̣а̄л]], [[х̣ак̣ӣ́к̣а]], [[су́нна]], [[ас-Суламӣ]], [[ал-К̣ушайрӣ]].
 +
[[Категория:Исламоведение]]

Версия 19:21, 28 октября 2021

Ас-Сарра̄́дж (السَّرَّاجُ), Абӯ Нас̣р ‘Абдалла̄х ибн ‘А̄́лӣ (ум. 988), автор одного из ранних трактатов о суфийской науке «Самое насущное в суфизме» (ал-Лума‘ фи-т-тас̣аввуф). Уроженец г. Тус в иранской провинции Хорасан, С. посетил, Ирак, Сирию и Египет, встречаясь с суфийским учителями и собирая суфийские предания. В отличие от своих предшественников, которых интересовали прежде всего личности и высказывания ранних мусульманских аскетов и подвижников, С. тщательно классифицировал и анализировал собранные сведения, заложив тем самым основы суфийской науки (‘илм ат-тас̣аввуф). Не ограничиваясь защитой суфи́зма от его критиков, С. изобразил суфиев в качестве истинных наследников Пророка, которые благодаря чистоте своих помыслов и высоким морально-этическим установкам обретают доступ к истинным смыслам (х̣ак̣а̄́’ик̣) божественного откровения. Эта черта ставит суфиев выше как собирателей пророческих преданий (мух̣аддис̱ӯ́на), так и правоведов (фук̣аха̄́’), которые толкуют эти предания буквально (наряду с Кора́ном) и применяют их к конкретным жизненным ситуациям и юридическим казусам. Трактат С. содержит описания «стоянок» (мак̣а̄ма̄́т) и «состояний» (ах̣ва̄́л) суфийского пути, правил поведения су́фиев, их понимания Кора́на и су́нны Пророка, а также ошибок, которых должны избегать верующие, вступающие на суфийский путь. С. не боится обсуждать и спорные моменты суфийской традиции, в частности, слушание музыки и экстатические высказывания мистиков, «опьяненных» близостью с Богом. Книгу С. можно по праву считать одним из первых учебников суфи́зма, наряду с аналогичными сочинениями ал-Кала̄ба̄́зӣ, ас-Суламӣ, ал-К̣ушайрӣ и ал-Худжвӣ́рӣ.

См. также: суфи́зм, мух̣аддис̱, факи́х, мак̣а̄м, х̣а̄л, х̣ак̣ӣ́к̣а, су́нна, ас-Суламӣ, ал-К̣ушайрӣ.