Джиха́д: различия между версиями
St043074 (обсуждение | вклад) |
St043074 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Джиха́д''' (جِهَادٌ) — приложение усилия в исполнении требований вероучения. В су́рах мединского периода (622–632) слово «Дж.» часто обозначало войну с противниками исла́ма в Аравии, прежде всего с мекканскими многобожниками. Позднее Дж. — военные походы мусульман против Византийской и Сасанидской империй с целью подчинения их мусульманскому государству с центром в Медине. В мусульманской аскетической и мистической традиции (суфи́зм) и в правовой теории сформировались понятия «Дж. сердца» (борьба с дурными наклонностями и страстями человеческой души), «Дж. языка» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), «Дж. руки» (наказание нарушителей норм мусульманской нравственности) и «Дж. меча» (вооруженная борьба с неверными, павшему в которой уготовано вечное блаженство в раю). Су́фии обычно, но не всегда, отдавали предпочтение внутреннему Дж., именуя его «большим Дж.»; тем не менее при определенных обстоятельствах они могли участвовать и в «малом» (вооруженном) Дж. наряду с другими мусульманами. В Новое и Новейшее время вопрос о Дж. приобрел особое значение в связи с европейской колонизацией мусульманских земель и необходимостью мобилизации верующих для ее отражения. Некоторые мусульманские богословы и политики объявили Дж. индивидуальной обязанностью каждого взрослого мусульманина наряду с пятью столпами ислама. | '''Джиха́д''' (جِهَادٌ) — приложение усилия в исполнении требований вероучения. В су́рах мединского периода (622–632) слово «Дж.» часто обозначало войну с противниками исла́ма в Аравии, прежде всего с мекканскими многобожниками. Позднее Дж. — военные походы мусульман против Византийской и Сасанидской империй с целью подчинения их мусульманскому государству с центром в Медине. В мусульманской аскетической и мистической традиции (суфи́зм) и в правовой теории сформировались понятия «Дж. сердца» (борьба с дурными наклонностями и страстями человеческой души), «Дж. языка» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), «Дж. руки» (наказание нарушителей норм мусульманской нравственности) и «Дж. меча» (вооруженная борьба с неверными, павшему в которой уготовано вечное блаженство в раю). Су́фии обычно, но не всегда, отдавали предпочтение внутреннему Дж., именуя его «большим Дж.»; тем не менее при определенных обстоятельствах они могли участвовать и в «малом» (вооруженном) Дж. наряду с другими мусульманами. В Новое и Новейшее время вопрос о Дж. приобрел особое значение в связи с европейской колонизацией мусульманских земель и необходимостью мобилизации верующих для ее отражения. Некоторые мусульманские богословы и политики объявили Дж. индивидуальной обязанностью каждого взрослого мусульманина наряду с пятью столпами ислама. | ||
− | См. также: [[исла́м]], [[суфи́зм]], [[фикх]], [[Г̣азава̄́т|газава́т]], [[пять столпо́в исла́ма]]. | + | См. также: [[Исла̄́м|исла́м]], [[суфи́зм]], [[фикх]], [[Г̣азава̄́т|газава́т]], [[пять столпо́в исла́ма]]. |
Версия 11:01, 14 февраля 2021
Джиха́д (جِهَادٌ) — приложение усилия в исполнении требований вероучения. В су́рах мединского периода (622–632) слово «Дж.» часто обозначало войну с противниками исла́ма в Аравии, прежде всего с мекканскими многобожниками. Позднее Дж. — военные походы мусульман против Византийской и Сасанидской империй с целью подчинения их мусульманскому государству с центром в Медине. В мусульманской аскетической и мистической традиции (суфи́зм) и в правовой теории сформировались понятия «Дж. сердца» (борьба с дурными наклонностями и страстями человеческой души), «Дж. языка» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), «Дж. руки» (наказание нарушителей норм мусульманской нравственности) и «Дж. меча» (вооруженная борьба с неверными, павшему в которой уготовано вечное блаженство в раю). Су́фии обычно, но не всегда, отдавали предпочтение внутреннему Дж., именуя его «большим Дж.»; тем не менее при определенных обстоятельствах они могли участвовать и в «малом» (вооруженном) Дж. наряду с другими мусульманами. В Новое и Новейшее время вопрос о Дж. приобрел особое значение в связи с европейской колонизацией мусульманских земель и необходимостью мобилизации верующих для ее отражения. Некоторые мусульманские богословы и политики объявили Дж. индивидуальной обязанностью каждого взрослого мусульманина наряду с пятью столпами ислама.
См. также: исла́м, суфи́зм, фикх, газава́т, пять столпо́в исла́ма.