Х̣а̄л: различия между версиями

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''Х̣а̄л''' (حَالٌ) — состояние вещи, человека или Бога. В Кора́не в данном значении не употребляется. Часть басрийских богословов-мутазили́тов под влиянием грамматических учений стали использовать X. как синоним атрибута (с̣и́фа) Бога. С их точки зрения, атрибут есть преходящий модус божественной сущности (з̱а̄т), не имеющий самостоятельного существования. В суфи́зме X. — состояние, посещающее мистика на пути к Богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутого им в познании божества и в аскетическо-мистической практике. Ранние су́фии З̱ӯ-н-Нӯн ал-Ми́с̣рӣ (ум. 859 или 862), ал-Х̣арра̄́з (ум. 899) и ан-Нӯ́рӣ (ум. 907) трактовали X. как результат мгновенного озарения, экстатическое переживание мистиком близости к Богу. Пока су́фий находится на пути к Богу, его Х. изменчив и нестабилен. Когда он достигает определенного уровня совершенства, его Х. обретает стабильность, закрепляется и становится постоянной стоянкой (мак̣а̄́м). Разновидностью X. считали момент, когда суфий живет исключительно настоящим (ва́к̣т), отрешившись от всяких помыслов о прошлом и будущем и сосредоточившись исключительно на Боге. Благодаря Х., нисходящему на сердца мистиков, последние познают тайны бытия, скрытые от обычного взора и рационального знания. Причиной X. известный арабский мистик Ибн [al-]‘А́рабӣ (1165–1240) полагал просветляющее явление божественного Абсолюта. Для ал-Г̣аза̄́лӣ (ум. в 1111), Ибн ‘А́рабӣ и других суфийских учителей Х. — способ интуитивного постижения (кашф) того или иного аспекта божественной Реальности (ал-х̣ак̣к̣), одновременно трансцендентной и имманентной миру.
+
'''Х̣а̄л''' (حَالٌ) — состояние вещи, человека или Бога. В Кора́не в данном значении не употребляется. Часть басрийских богословов-мутазили́тов под влиянием грамматических учений стали использовать X. как синоним атрибута (с̣и́фа) Бога. С их точки зрения, атрибут есть преходящий модус божественной сущности (з̱а̄т), не имеющий самостоятельного существования. В суфи́зме X. — состояние, посещающее мистика на пути к Богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутого им в познании божества и в аскетическо-мистической практике. Ранние су́фии З̱ӯ-н-Нӯн ал-Ми́с̣рӣ (ум. 859 или 862), ал-Х̣арра̄́з (ум. 899) и ан-Нӯ́рӣ (ум. 907) трактовали X. как результат мгновенного озарения, экстатическое переживание мистиком близости к Богу. Пока су́фий находится на пути к Богу, его Х. изменчив и нестабилен. Когда он достигает определенного уровня совершенства, его Х. обретает стабильность, закрепляется и становится постоянной стоянкой (мак̣а̄́м). Разновидностью X. считали момент, когда суфий живет исключительно настоящим (ва́к̣т), отрешившись от всяких помыслов о прошлом и будущем и сосредоточившись исключительно на Боге. Благодаря Х., нисходящему на сердца мистиков, последние познают тайны бытия, скрытые от обычного взора и рационального знания. Причиной X. известный арабский мистик Ибн [al-]‘А́рабӣ (1165–1240) полагал просветляющее явление божественного Абсолюта. Для ал-Г̣аза̄́лӣ (ум. в 1111), Ибн [ал-]‘А́рабӣ и других суфийских учителей Х. — способ интуитивного постижения (кашф) того или иного аспекта божественной Реальности (ал-х̣ак̣к̣), одновременно трансцендентной и имманентной миру.
  
 
См. также: [[с̣и́фа]], [[з̱а̄т]], [[суфи́зм]], [[ва́х̣дат ал-вуджӯ́д]], [[мак̣а̄́м]], [[ал-х̣ак̣к̣]].
 
См. также: [[с̣и́фа]], [[з̱а̄т]], [[суфи́зм]], [[ва́х̣дат ал-вуджӯ́д]], [[мак̣а̄́м]], [[ал-х̣ак̣к̣]].

Версия 04:00, 10 февраля 2021

Х̣а̄л (حَالٌ) — состояние вещи, человека или Бога. В Кора́не в данном значении не употребляется. Часть басрийских богословов-мутазили́тов под влиянием грамматических учений стали использовать X. как синоним атрибута (с̣и́фа) Бога. С их точки зрения, атрибут есть преходящий модус божественной сущности (з̱а̄т), не имеющий самостоятельного существования. В суфи́зме X. — состояние, посещающее мистика на пути к Богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутого им в познании божества и в аскетическо-мистической практике. Ранние су́фии З̱ӯ-н-Нӯн ал-Ми́с̣рӣ (ум. 859 или 862), ал-Х̣арра̄́з (ум. 899) и ан-Нӯ́рӣ (ум. 907) трактовали X. как результат мгновенного озарения, экстатическое переживание мистиком близости к Богу. Пока су́фий находится на пути к Богу, его Х. изменчив и нестабилен. Когда он достигает определенного уровня совершенства, его Х. обретает стабильность, закрепляется и становится постоянной стоянкой (мак̣а̄́м). Разновидностью X. считали момент, когда суфий живет исключительно настоящим (ва́к̣т), отрешившись от всяких помыслов о прошлом и будущем и сосредоточившись исключительно на Боге. Благодаря Х., нисходящему на сердца мистиков, последние познают тайны бытия, скрытые от обычного взора и рационального знания. Причиной X. известный арабский мистик Ибн [al-]‘А́рабӣ (1165–1240) полагал просветляющее явление божественного Абсолюта. Для ал-Г̣аза̄́лӣ (ум. в 1111), Ибн [ал-]‘А́рабӣ и других суфийских учителей Х. — способ интуитивного постижения (кашф) того или иного аспекта божественной Реальности (ал-х̣ак̣к̣), одновременно трансцендентной и имманентной миру.

См. также: с̣и́фа, з̱а̄т, суфи́зм, ва́х̣дат ал-вуджӯ́д, мак̣а̄́м, ал-х̣ак̣к̣.