Ахл-и х̣ак̣к̣: различия между версиями
St027576 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Ахл-и х̣ак̣к̣''' (араб.-перс.) — люди истины. Самоназвание шии́тской общины, распростране...») |
St008113 (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Ахл-и х̣ак̣к̣''' (араб.-перс.) — люди истины. Самоназвание шии́тской общины, распространенной в Иране, Азербайджане и сопредельных регионах. Общины А. Х. не афишируют | + | '''Ахл-и х̣ак̣к̣''' (араб.-перс.) — люди истины. Самоназвание шии́тской общины, распространенной в Иране, Азербайджане и сопредельных регионах. Общины А. Х. не афишируют свою деятельность и имеют местные названия и характерные черты, обусловленные этнической и культурной спецификой их членов (курдов, луров и азербайджанцев). Точное время возникновения А. Х. неизвестно. Ее основателем считается курд Султ̣а̄н Исх̣а̄к̣ (Сахак) из иракского Курдистана, живший, согласно разным свидетельствам, в XIII или ХIV вв. и провозгласивший себя воплощением двоюродного брата и зятя Пророка ‘А́лӣ ибн Абӣ Т̣а̄́либа. Вероучение А. Х. основано на вере в божественность ‘А́лӣ и в его последующие реинкарнации в лидерах общины. Как и в других эзотерических (батини́тских) учениях шиитского толка, экзотерический исла́м, с точки зрения А. Х., лишь внешняя оболочка, скрывающая истинную религию (х̣ак̣к̣), которую олицетворяют ‘А́лӣ и его преемники. Метафизические и космологические представления А. Х. напоминают учение о единстве бытия (вах̣дат ал-вуджӯ́д), которое в свою очередь берет начало в неоплатоновском учении об эманации Вселенной из единого, надмирного божественного источника. Члены А. Х. проживают сегодня в Иране, Ираке и Азербайджане. Большинство его последователей — курды. |
См. также: [[исла́м]], [[шии́ты]], [[батини́ты]], [[г̣ула̄́т]], [[вах̣дат ал-вуджӯ́д]], [[х̣ак̣к̣]]. | См. также: [[исла́м]], [[шии́ты]], [[батини́ты]], [[г̣ула̄́т]], [[вах̣дат ал-вуджӯ́д]], [[х̣ак̣к̣]]. |
Версия 02:03, 4 февраля 2021
Ахл-и х̣ак̣к̣ (араб.-перс.) — люди истины. Самоназвание шии́тской общины, распространенной в Иране, Азербайджане и сопредельных регионах. Общины А. Х. не афишируют свою деятельность и имеют местные названия и характерные черты, обусловленные этнической и культурной спецификой их членов (курдов, луров и азербайджанцев). Точное время возникновения А. Х. неизвестно. Ее основателем считается курд Султ̣а̄н Исх̣а̄к̣ (Сахак) из иракского Курдистана, живший, согласно разным свидетельствам, в XIII или ХIV вв. и провозгласивший себя воплощением двоюродного брата и зятя Пророка ‘А́лӣ ибн Абӣ Т̣а̄́либа. Вероучение А. Х. основано на вере в божественность ‘А́лӣ и в его последующие реинкарнации в лидерах общины. Как и в других эзотерических (батини́тских) учениях шиитского толка, экзотерический исла́м, с точки зрения А. Х., лишь внешняя оболочка, скрывающая истинную религию (х̣ак̣к̣), которую олицетворяют ‘А́лӣ и его преемники. Метафизические и космологические представления А. Х. напоминают учение о единстве бытия (вах̣дат ал-вуджӯ́д), которое в свою очередь берет начало в неоплатоновском учении об эманации Вселенной из единого, надмирного божественного источника. Члены А. Х. проживают сегодня в Иране, Ираке и Азербайджане. Большинство его последователей — курды.
См. также: исла́м, шии́ты, батини́ты, г̣ула̄́т, вах̣дат ал-вуджӯ́д, х̣ак̣к̣.