Тафси́р
Тафси́р (تَفْسِیرٌ) — комментарий, или толкование. Этот термин используется почти исключительно для обозначения толкования (экзегезы) Кора́на (тафсӣ́р ал-Кур’а̄́н). Мусульманские богословы считают основателем Т. двоюродного брата Муха́ммада — ‘Абдалла̄́ха ибн ‘Абба̄́са (ум. 686 г.). Особенностью Т. является контекстуализация текста Кора́на посредством изложения истории пророческой миссии Муха́ммада (сӣ́ра). Т. помещает текст в исторический контекст, т. е. «привязывает» Кора́н к конкретным эпизодам жизни Пророка и созданной им общины (у́мма). Большое место в Т. занимают филологические объяснения слов и метафор Кора́на. Внимание факи́хов было сосредоточено на толковании правовых аспектов коранического текста. Сочинения жанра Т. сыграли важную роль в становлении мусульманского вероучения, отразив при этом идейные и политические разногласия в мусульманской общине. Например, шии́тские комментаторы с помощью аллегорического толкования Кора́на (та’вӣ́л) интерпретировали ряд ая́тов как указания на главенствующую роль (имама́т) в общине ‘А́лӣ ибн А́бӣ Т̣а̄́либа и его потомков — Али́дов. Су́фии же искали в Кора́не намеки на свои аскетические и мистические учения и практику. В число самых влиятельных средневековых коментаторов Кора́на входят ат-Т̣а́барӣ (838–923), ас-С̱а́‘алабӣ́ (ум. 1035), Фах̮р ад-дӣн ар-Ра̄́зӣ (ум. 1209), ал-Байд̣а̄́вӣ (ум. в 1286), а также совместная работа ал-Мах̣а́ллӣ (ум. 1459) и ас-Суйӯ́т̣ӣ (ум. 1505), получившая название «Комментарий двух Джалалей» — «Т. ал-Джала̄́лайн». Шии́ты имели свои собственные Т., в частности, принадлежащий перу Абӯ́ ‘А́лӣ ат-Т̣а́барсӣ или ат-Т̣а́брисӣ (ум. 1154) «Маджма‘ ал-байа̄́н». Иудеи и христиане, пишущие на арабском языке, также используют термин Т. в названии переводов и комментариев к Библии.
См. также: Кора́н, та’вӣ́л, шии́ты, имама́т, сӣ́ра, факи́х, суфи́зм, Али́ды.