Ара́бские граммати́ческие шко́лы

Материал из Тезаурус
Перейти к:навигация, поиск

Ара́бские граммати́ческие шко́лы (المَدَارِسُ النَّحْوِيَّةُ) — первые А.Ш. возникли в VII - IX вв., что совпадало по времени с расширением Арабского халифата, распространением ислама на новых территориях и возрастанием роли арабского языка. Школы ставили как практические, так и теоретические цели – описание лингвистических правил и создание нормирующей грамматики для сохранения классического арабского языка, канонизация коранического чтения, а также обучение арабскому языку неарабов. Представители школ внесли значительный вклад в развитие арабской графики и создание новых почерков, формирование словарей и грамматик, формальный и функциональный анализ текста, разработали терминологический и понятийный аппарат лингвистических исследований. Наиболее известными считаются басрийская и куфиийская грамматические школы, представители которых рассматривали Кора́н в качестве основного источника лингвистической информации и объекта исследования, а также сформировавшиеся позднее аналогичные центры в Багдаде, и продолжившие их традицию школы в Сирии, Египте и Андалузии. Характерной чертой школ являлась методология, основанная на описательном анализе языка и классификация его явлений по формальному признаку. А.Ш. испытали значительное влияние индийской грамматической традиции, а также работ античных авторов. Основные положения и терминологический аппарат, разработанные представителями А.Ш. используются в настоящее время в научных исследованиях и при преподавании арабского языка в арабских странах, а также за их пределами.

См. также: куфи́йская шко́ла, багда́дская шко́ла.